Главная проблема - отношения в энергетической сфере. Фактически это - продолжение переговоров, начатых Владимиром Путиным и Александром Лукашенко в Сочи. И хотя в минувшую субботу президенты заявили, что по газу между Москвой и Минском все проблемы практически решены, конкретики пока не прозвучало. Скорее всего то, о чем договорились президенты, в Минске будет сформулировано более определенно.
Что же мы имеем на сегодняшний день? К моменту очередной встречи президентов независимые российские поставщики закачали в белорусские трубы последние тысячи кубометров предназначенного республике газа. В отсутствие контракта с "Газпромом" Белоруссия фактически должна была остаться без топлива: нет контракта - нет газа.
Выручил "Сибур", который изыскал дополнительные объемы газа "из резервных источников". Его хватит до середины июня. Если учесть, что эта компания - стопроцентная "дочка" "Газпрома", то на уступки фактически пошел именно "Газпром". Ситуация, по словам заместителя председателя правления "Газпрома" Алексея Рязанова, складывается таким образом, что уже не Белоруссия, а "Газпром" заботится о том, чтобы у нее был газ.
Тем не менее контракта на поставку газа с Белоруссией у "Газпрома" как не было, так и нет. То же касается и контракта на транзит российского газа в Европу. А вот независимые российские поставщики, мелкими партиями снабжающие Белоруссию топливом, свои квоты на нынешний год (8,3 миллиарда кубометров) выбрали полностью.
Что касается цен на газ, то российская сторона и здесь готова идти на уступки. Например, снизить цену с 50 долларов за тысячу кубометров до 46,68. Для Украины, по аналогии с которой, согласно прошлогоднему решению президентов, и должны были строиться российско-белорусские отношения в газовой сфере, он обходится именно в 50 долларов.
С тарифами на транзит ситуация еще более запутанная. В одностороннем порядке, без всяких расчетов и согласований с российской стороной, Белоруссия уже подняла ставку транзита более чем в два раза: с 0,46 до 1,02 доллара. "Как и на Украине", заявили в белорусском правительстве. Однако, считают в "Газпроме", эта цифра взята с потолка: объемы транзита и транспортное плечо на Украине совсем иные, чем в Белоруссии. К тому же существует интегральная схема, которая и определяет стоимость транзита через территорию той или иной страны. Для Белоруссии при цене на газ в 46,68 доллара транзитная ставка равна 0,46 доллара.
Никаких серьезных подвижек до сего времени не наблюдалось и в создании совместного газотранспортного предприятия. Обе стороны согласились на то, чтобы оценку "Белтрансгаза" сделали независимые аудиторы. Однако "Газпром" заявил: если стоимость акций белорусского предприятия будет больше, чем один миллиард долларов, "мы покупать не будем". Белоруссия тем временем выдвинула свой аргумент: если не купит "Газпром", то предприятие продадут на открытом тендере с участием иностранных покупателей.
За цифрами теряется главное: создание единого экономического пространства и равных условий хозяйствования. Совместное предприятие - лишь один из его этапов. Второй - единая валюта. И то, и другое отложено на неопределенный срок. Насколько далеко и глубоко готовы идти по этому пути обе стороны? Отчасти это покажет сегодняшняя встреча премьеров в Минске.