08.06.2004 02:00
    Поделиться

    Партийное безмолвие

    Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":

    - Оценивать нынешнее состояние партий довольно сложно, поскольку вариантов развития событий внутри каждой из них довольно много. Скажем, СПС уже планируют несколько крупных программ в регионах, и значит, говорить о том, что партия до сих пор находится в разобранном состоянии, уже нельзя. Фактическое отсутствие правых в регионах, в провинции - одна из основных претензий, которая им высказывалась и которая, в числе прочего, определила поражение на выборах. Теперь они исправляют этот перекос. Получится или нет - посмотрим. Но шансы на то, что СПС восстановит свои позиции, конечно, остаются, - у партии все для этого имеется: есть свой электорат, есть время для работы с электоратом. Более конкретно о будущем СПС, перспективах объединения с "Яблоком", надеюсь, можно будет рассуждать после их съезда.

    Что касается разговоров о возможном разделе фракции "Единой России" на две части, то такое вполне может произойти. Но это будет недальновидным шагом: две партии власти в Думе никому не нужны. На пользу "Единой России" это не пойдет. Восполнить недостаток правых идей в парламенте половина "Единой России" не сможет - у них и до этого по части идей было не шибко.

    Шансы смены руководства в КПРФ и возможного изменения в позиционировании левых по отношению к власти я комментировать не берусь. Вообще же главная проблема КПРФ, которую коммунистам нужно будет в ближайшее время решать и решать предельно осторожно, это одновременная реализация двух задач: сохранение электората и движение в сторону социал-демократии. Такое движение - объективная реальность. КПРФ уже ушла от реваншистских идей, перестала быть партией коммунистов-ортодоксов и приобрела своеобразную идейную гибкость. Впрочем, в партии есть как сторонники социал-демократического курса, так и его противники. Вполне возможно, что из противников возникнет какое-то новое движение.

    Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

    - У СПС сейчас одна главная проблема, без решения которой не возможно движение вперед: кто станет главным. По факту управляет и полностью контролирует СПС Анатолий Чубайс. Но при этом не занимает соответствующего поста. Эта двойственность его положения оборачивается отсутствием правых на информационном поле, что приносит им только вред. СПС не видно в новостях, они не участвовали в совместных акциях коммунистов и яблочников, от лица партии некому говорить, ее попросту некому олицетворять. А когда исчезают говорящие лица, электорат начинает думать, что настоящий правый - Владимир Путин. Так что пока СПС не определится с лидером, я к перспективам этой партии отношусь пессимистично. К сожалению, мне кажется, что и на будущем съезде проблема эта не решится, хотя в региональных отделениях очень хотят, чтобы вопрос лидерства был снят с повестки как можно скорее. На мой взгляд, гражданский брак Чубайса с СПС затянулся, и ему нужно либо официально регистрировать отношения, либо дать дорогу кому-нибудь другому. Кандидатуры есть всегда: тот же Алексей Кара-Мурза весьма популярен в партии.

    Раздел фракции "Единой России" на правых и левых ничего кроме вреда для самой партии и партийной системы России в целом не принесет. Отсутствие правых в Думе не компенсирует точно. Ведь правые идеи - это в первую очередь лица, люди-символы. А сколько "ЕдРо" не дели - символов там как не было, так и нет. Нет там известных людей, о которых можно было бы сказать - правые. Такой раздел лишь усугубит положение: они только истопчут напрочь и без того небольшую электоральную поляну.

    На левом фланге ситуация еще сложнее. Из-за конфликтов в руководстве КПРФ, ухода Валентина Купцова и при прочих негативных факторах многочисленные коммунистически настроенные избиратели могут стать "бесхозными". И всегда найдутся люди, готовые этим воспользоваться, что ничего хорошего не сулит. Ведь коммунистическая партия выполняет "очистительную" функцию в обществе, оттягивает на себя левонационалистические массы. Пока есть КПРФ - в России не будет фашистской партии. Шитые белыми нитками попытки развала КПРФ, предпринимаемые властью, можно объяснить непониманием этой позитивной роли или просто головокружением от успехов. Отставка же Геннадия Зюганова, о которой так много говорят, если даже и состоится, в качественном плане партию изменит мало. У коммунистов есть один лидер, он лежит в Мавзолее, и Зюганов его только временно олицетворяет. Другое дело, что омоложение руководства КПРФ сделало бы будущее партии менее облачным. Молодые, грамотные, социал-демократически настроенные люди там есть.

    Константин Симонов, гендиректор Центра политичекой конъюнктуры:

    - Идея двух крыльев в "Единой России" имеет под собой определенные основания. Партии нужно преодолеть некоторую аморфность, связанную с тем, что в нее вошло слишком большое количество серьезных организаций. Это частично относится и к думской фракции. После выборов партия несколько "застоялась". Теперь нужно придать ей новую динамику. Формирование двух крыльев может способствовать активизации внутрипартийных дискуссий, что добавит яркости в партийную жизнь и обеспечит ей интеллектуальное обновление. Кроме того, это позволит расширить электоральную платформу партии, охватив как левоцентристов, так и правоцентристов. То есть и с политехнологической точки зрения в этой идее можно найти рациональное зерно.

    Поделиться