Надеемся, что условный срок и небольшой штраф вряд ли скажутся на жизни бывшего теннисиста-профессионала, запомнившегося российским болельщикам победой в сумасшедшем матче против Михаэля Штиха в полуфинале Кубка Дэвиса. Тогда Андрей вытащил девять матч-болов и вывел сборную в финал. После матча его наградили орденом Мужества, самой почитаемой наградой среди военных.
Злоключения нашего теннисиста начались в 2000 году. Французские фискальные органы обвиняли спортсмена в уклонении от налогов за 1994 и 1995 годы, в течение которых он проживал в Париже, владел в городе недвижимостью и занимался предпринимательской деятельностью. Предполагаемая сумма доходов - 1,5 миллиона евро. Для налоговиков Чесноков был резидентом Франции, поскольку проживал в столице с супругой и сыном. Российский гражданин опровергал это. Сначала парижский исправительный суд решил дело в пользу нашего соотечественника. Андрей по собственной инициативе прибыл в Париж и на судебном заседании дал исчерпывающие объяснения по существу дела. Рассмотрев его доводы, суд снял с него выдвинутые ранее обвинения, признав, что теннисист имел право выплачивать налоги в России. Но сейчас у налоговой службы Франции нашлись контраргументы, которые были услышаны судом.
Андрей Чесноков согласился ответить на вопросы корреспондента "РГ".
- Стало ли для вас неожиданностью решение суда?
- В общем-то, да.
- Как бы вы могли прокомментировать такой приговор?
- В принципе я доволен. Ведь раньше налоговые службы настаивали на двух годах лишения свободы, 30 тысячах евро штрафа и 1,5 миллиона евро в качестве уплаты налогов. Так что последний вердикт - это еще по-божески.
- А сейчас вы находитесь в Москве?
- Нет. Я прилетел во Францию, чтобы поучаствовать в турнире ветеранов на "Ролан Гарросе". Срок действия моей визы истекает через три месяца, а теперь согласно приговору я должен находиться в стране в ближайшие восемь месяцев. Ведь человек, которому вынесли приговор об условном заключении, должен каждый день приходить в полицейский участок отмечаться.
- Вы знали об инициативе налоговых служб Франции о повторном рассмотрении дела?
- О самом слушании я знал, но не смог на нем присутствовать. На этот раз они очень хорошо подготовились. Истцы знали и о машине (тогда у меня была БМВ), и о квартире в Париже за 2 миллиона франков. Не поленились поднять все архивные сведения за период середины 90-х годов. Но вы знаете, доходы российских теннисистов в постперестроечный период и заработки спортсменов из Великобритании, Франции, Германии были просто несопоставимы. Например, когда мы играли матч Кубка Дэвиса в 1995 году, большую часть призовых мы были вынуждены отдать российской Федерации тенниса, еще кому-то. Не важно. Суть в том, что с львиной долей заработанных денег пришлось расстаться. Мне ясно и доходчиво объяснили: "Не поделишься, сделаем тебя невыездным".