Разбиралось уголовное дело подполковника Равиля Ибрагимова. Видимо, для острастки других мздоимцев командующий Сибирским военным округом приказал судить офицера в присутствии коллег и журналистов. Их-то и ошарашил генерал Геннадий Нахаев, дословно сказав следующее: "Есть директива командующего военным округом об обязательном увольнении военнослужащих, допустивших подобное нарушение. Наказание Ибрагимову вынесено строгое. Но я тем не менее считаю, что суды не решают проблему взяток в военкоматах. Для этого нужны государственные меры: надо по закону обязать тех, кто не хочет служить, платить за это деньги".
Предложение генерала в глазах многих его коллег выглядит ересью, да и в министерстве обороны не скрывают, что к возможной легализации откупа от службы относятся резко отрицательно. Нетрудно догадаться, что, если бы на подобные откровения отважился кто-нибудь пониже званием и поменьше должностью, куковать ему до скончания века в Тмутаракани. К воевавшему в Чечне генералу начальство было снисходительно, тем не менее в штабе округа Нахаеву посоветовали держать язык за зубами и не высовываться с "особым мнением". Иначе, предупредили генерала... Военком намек понял, но отказаться от крамолы не считает возможным. Во всяком случае, когда "Российская газета" предложила Геннадию Александровичу обосновать его точку зрения, тот не стал прятаться за параграфы секретных инструкций и приказов.
Подайте солдату на портянки
- Конечно, я знаю, что в министерстве обороны к теме откупа относятся неоднозначно. Но молчать больше нет сил, - признался Нахаев. - Посмотрите, что творится: в любом центральном городе есть школы, которые на протяжении 5-6 лет не посылают в армию ни одного выпускника. Тех, кто не поступил в институт или университет, любыми способами "отмазывают" от службы. А ведь эти школы лучшие, образцовые.
Каждый второй студент прямо говорит, что подался в вуз только для того, чтобы "откосить" от призыва. Справку о сколиозе, плоскостопии, прочих болезнях, не совместимых с военной службой, можно практически открыто купить в любой поликлинике - я о таких случаях узнаю ежедневно. Поэтому уверен: в организации призыва надо многое менять. Пусть те, кто не желает служить, платят сорок пять, сорок или тридцать пять тысяч рублей, но не военкому или доктору, а государству. Семье со средним достатком такая сумма доступна, ее все равно выкладывают за поступление в институт. Только так можно выбить почву у взяточников.
Настоящих патриотов, готовых защищать страну с оружием в руках, сегодня растит главным образом глубинка. Но приходит такой патриот в армию, честно служит два года, а государство "благодарит" его старой формой да рваными сапогами. Чтобы вернуться домой прилично одетым, солдат вынужден продавать военное имущество, воровать. Если бы государство платило бойцу перед увольнением в запас за отличную службу сорок пять или хотя бы тридцать тысяч рублей, за хорошую службу - тысяч пятнадцать, тогда и по призыву все бы с удовольствием служили. Сегодня в деревне зарплата не больше четырехсот рублей в месяц. Парня провожают в армию и кладут в дорожный мешок одну картошку, на другую еду у родителей денег нет. А теперь представьте: солдат возвращается из армии - одет с иголочки, обут да еще при деньгах. Лучшей пропаганды военной службы не придумаешь.
Геннадий Нахаев поделился идеей легализации откупа от службы с приезжим генерал-лейтенантом из Москвы - диалога, как и следовало ожидать, не получилось. Теперь военком готовится к обстоятельному разговору на совещании по патриотическому воспитанию молодежи, который пройдет в Новосибирске в будущем году. Одновременно военком пытается заинтересовать депутатов областного Совета депутатов.
Не по чину суешь
Взяточничество в военкоматах и впрямь разрастается как раковая опухоль. По данным главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Александра Савенкова, только за прошлый весенний призыв следователи возбудили 65 уголовных дел по фактам мздоимства в военных комиссариатах. На скамью подсудимых угодили офицеры Бабушкинского, Царицынского и Люблинского ОВК столицы.
Досье "РГ"
Активистки Комитета солдатских матерей, проводящие независимые расследования таких случаев, утверждают: сумма взятки за освобождение от службы в различных регионах колеблется от 10 тысяч рублей до 5 тысяч долларов. Поборы в комиссариатах поставлены на поток, любая справка имеет свою цену. Есть сведения, что с мздоимцами в погонах ежегодно сталкиваются до полумиллиона граждан.
Так, быть может, действительно прав генерал Нахаев, и есть смысл легализовать "комиссариатский бизнес", превратив его в доходную статью госбюджета? Тем более что исторических прецедентов в данном вопросе хватает.
Первые упоминания о законном откупе от военной службы относятся к хроникам Вавилона. В России с введением всеобщей воинской повинности при Петре Первом откуп приобрел камуфлированную форму - за взятку вместо барских чад в армию забривали холопов; в списки рот и полков зачисляли новорожденных младенцев из богатых и знатных семей, чтобы к призывному возрасту они имели унтер-офицерские и офицерские чины.
Немало примеров легализации откупа и в новейшей истории. Например, в июле 2002 года грузинские парламентарии проголосовали за предоставление отсрочки от службы на один год тем, кто готов заплатить 200 лари (92 доллара). За сумму в десять раз больше любой гражданин вообще освобождался от воинской повинности. Сразу после нововведения отсрочкой воспользовались 123 молодых человека, а один, русский по национальности, полностью откупился от службы.Эта норма действует и сегодня.
Освобождение от армии также узаконено в Киргизии (550 долларов), Узбекистане (140 долларов) и Армении (180 долларов за каждый пропущенный призыв). Чтобы не создалось впечатление, что легализация - прерогатива исключительно государств со слабой экономикой, пытающихся таким образом поправить материальное положение, сошлемся на опыт благополучной Турции. В 1999 году ее парламент принял закон, позволяющий откупиться от военной службы за 20 тысяч немецких марок или сократить ее срок до двух месяцев за 15 тысяч дойчмарок (8060 долларов). По данным минобороны Турции, предложением уже воспользовались 73 тысячи человек. В перспективе это число может достичь ста тысяч. Государство заработает более 600 миллионов марок, которые решено потратить на помощь пострадавшим в землетрясении.
С рук на руки - двадцать миллиардов
Несколько раз освобождение от военной службы за деньги пытались узаконить и в Российской Федерации. Весной прошлого года депутат Госдумы от "Союза правых сил" Владимир Семенов внес на рассмотрение законопроект, по которому легализация откупа от армии оценивалась в 3600 долларов, - эти деньги предлагалось пустить на содержание солдат-контрактников. Предложение в Думе не прошло.
"Обрушить рынок взяток вокруг отсрочек" брались и представители думской фракции "Единство" Юрий Цыбакин и Виктор Плескачевский. Они предлагали установить такой вариант службы: платишь в казну 600 долларов, проходишь полугодовые военные сборы - и свободен.
Досье "РГ"
По данным Юрия Цыбакина, ежегодно призывного возраста достигают 1,4 миллиона россиян, но половина из них имеют отсрочки и освобождение от военной службы. Из 700 тысяч призывников удается поставить в строй немногим более 300 тысяч. В то же время неформальное освобождение от службы стоит от тысячи до пяти тысяч долларов - в зависимости от региона. Лаборатория военной экономики Института переходного периода располагает данными, что сумма взяток в военкоматах достигает 20 миллиардов рублей в год.
Все эти идеи понимания у депутатов тоже не нашли. Однако можно не сомневаться: при существующей системе добровольно-принудительного призыва на военную службу (в меньшей степени первого, в большей - второго) вопрос о легализации откупа будет подниматься вновь и вновь. Как бы ни противились нововведениям в минобороны и других силовых ведомствах, очередной судебный процесс над взяточником из военкомата лишь мобилизует в ряды сторонников легального откупа от службы новых рекрутов. Причем не только с "гражданки", но и из самой армии. Генерал Нахаев - первая ласточка, но наверняка не последняя в этом списке.
Проверка слуха
Пока одни генералы ратуют за легализацию откупа от военной службы, другие пытаются решать призывные проблемы за счет студентов. Замглавкома Сухопутных войск генерал-полковник Владимир Молтенской обмолвился, что к концу 2004 года планируется сократить треть военных кафедр в 110 вузах, готовящих лейтенантов запаса для мотострелковых, танковых и артиллерийских частей. Неудавшиеся взводные и комбаты на год забудут о своих дипломах и впрягутся в солдатскую лямку. Как теперь выясняется, такая перспектива маячит и перед тысячами студентов "несухопутных" вузов - ходят упорные слухи, что правительством подготовлен законопроект о лишении отсрочки студентов всех коммерческих и большей части бюджетных институтов и университетов.
Некоторые СМИ поспешили известить, что документ уже прошел экспертную оценку в минобороны и Генштабе, теперь дело за Госдумой.
- Нам такой законопроект не присылали, - опроверг информацию в телефонном разговоре с "РГ" начальник Управления призыва и комплектования Главного оргмобуправления ГШ генерал-лейтенант Валерий Астанин.
- Сейчас правовой базы для призыва студентов на военную службу нет, - прокомментировал известие начальник Управления образования минобороны генерал-лейтенант Олег Смирнов. - Но к 2007 году количество вузов с государственной аккредитацией, возможно, действительно сократится.
А что же депутаты? Ведь от них в конечном счете зависит, забреют "ботаников" в солдаты или нет. В Комитете Госдумы по обороне о новом законопроекте только слышали - пока он не внесен в ГД для обсуждения. "Возможно, это случится еще в летнюю сессию", - предположил сотрудник аппарата комитета.
Тем временем думский "оборонщик" генерал Николай Безбородов предложил ужесточить штрафные санкции в отношении злостных уклонистов от службы. Для этого надо внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.