10.06.2004 02:00
    Поделиться

    Крестовый поход на монополии

    "Без конкуренции нам не удвоить ВВП", - сказал Жуков, словно заклинание произнес. По словам вице-премьера, в ситуации, когда государство максимально уходит из экономики, именно антимонопольное ведомство должно стать его последним агентом влияния на рынке. Похоже, ФАС в его новом облике не будет даже чуточку напоминать прежний антимонопольный комитет - вялый, беззубый, от которого общественность слышала разве что ссылки на "несовершенное законодательство". Кстати, законодательная база подтянется к осени, - Жуков заявил, что к сентябрю правительство внесет в Думу новый антимонопольный закон.

    "Но многое можно сделать и до этого", - многозначительно заметил он. А это значит: многие, ох, многие олигархи разных форматов не отдохнут этим летом на своих гавайях, и не плавки с солнцезащитными очками будут они покупать, а свежие газеты.

    Идеологию "похода" сформулировал Андрей Шаронов: "Нужно упростить процедуру антимонопольного контроля с одновременным ужесточением санкций к нарушителям". Государство отказывается от всепоглощающего контроля, но намерено добиваться прозрачности бизнеса, а также собирается пресекать все попытки оного срастись с властью. Новый закон будет отвечать всем стандартам Евросоюза, где своих "плохих" монополистов давно передушили, кстати, не без помощи ВТО, куда Россия стремится со всех ног.

    Итак, отныне государство не будет раздавать разрешений на корпоративные слияния и поглощения (именно тут и зарождается монополизм) - достаточно просто уведомлять ФАС. Однако за слияниями дороже 1 миллиарда рублей государство установит ужесточенный надзор. Монополистов занесут в реестр: занимаешь больше 35 процентов рынка, причем не важно, всероссийского или регионального, - поздравляем, вы в списке.

    Пряника нет, а кнут - в новой сетке штрафов, которые, во-первых, будут высокими, во-вторых, привязанными не к МРОТ, а к реальному вреду, нанесенному экономике. Перво-наперво кнут ударит по тем чиновникам, которые любят участвовать в делах бизнеса. Как сказал Артемьев, "примерно половина всех дел, которые ведут антимонопольные органы, - это дела против губернаторов, региональных парламентов и органов исполнительной власти". Они-то и "создают административные барьеры, препятствующие развитию конкуренции".

    Затем кнут пройдется по (цитируем Шаронова) ЖКХ, транспорту, энергетике и строительству. То есть по тем сферам, где, как привыкли все думать, работают "естественные монополии". Вот с естественностью-то и предстоит разобраться. По мысли Шаронова, на самом деле эти рынки как раз высококонкурентны и интересны не только паре-тройке записных игроков. Прочих туда просто не пускают, отсюда - неоправданный рост тарифов на свет, тепло, коммунальные услуги, наконец, на недвижимость.

    Едва ли не самый вопиющий пример прикормленного к власти бизнеса - это, как заявил Жуков, строительство. Первый шаг - отказ от административного, по указке губернатора, выделения участков под строительство, теперь - только по конкурсу. Правда, вопрос, а панацея ли этот самый конкурс, остается. Сколько филиппик было выпущено в адрес жесткой "клановости" московского строительного рынка, а ведь Москва уже давно практикует продажу участков под застройку на аукционах. К строителям можно подобраться и с другой стороны - Артемьев предлагает пристальней присмотреться к тем "организациям монополистов", которые обеспечивают инфраструктуру на новостройках (трубы, электрические и телефонные сети). Обращен взор и к простому люду, далекому от высоких материй: Артемьев призвал устранить дискриминацию товариществ собственников жилья, которые сегодня платят за все услуги, по его словам, "вдвое дороже", чем неорганизованные в ТСЖ граждане.

    ФАС намерено заняться практически всем, в частности, позаботиться о равном доступе к экспортной трубе мелких поставщиков "черного золота". По словам Артемьева, доля независимых нефтяников на рынке упала в два раза и составляет едва 6 процентов, отсюда - резкое ухудшение положения дел в отрасли, несмотря на сверхблагоприятную мировую конъюнктуру. Лекарством мог бы стать новый налоговый режим, направленный на поддержку независимых, а также организация государством биржевых торгов для покупки нефти и продуктов из оной для своих нужд. Это, по мнению Артемьева, "нанесет серьезный удар по трансфертному ценообразованию, а также устранит сезонную разницу в ценах на нефтепродукты".

    Досталось вчера и другим естественным монополистам - энергетикам, которые, к слову, первыми и едва ли не единственными, по крайней мере на словах, ратуют именно за развитие конкуренции в их епархии. Но у Артемьева есть сомнения. Он считает, что, если не будет прозрачности при продаже оптовых генерирующих компаний, реформа энергетики вовсе может потерпеть фиаско, поскольку генерация окажется сосредоточенной в руках ограниченного круга лиц, а при таком раскладе, сказал Артемьев, дешевого электричества не будет.

    Что касается прозрачности, то командой "фас" прозвучало заявление Игоря Артемьева о том, что его ведомство займется "выявлением реальных собственников, контролирующих крупнейшие предприятия России". Сегодня многие из них надежно укрыты в офшорах, и целые империи, про которые говорят, что они есть, на хозяев которых указывают пальцем, на деле как бы и не существуют. Как именно ФАС намерен разоблачать некоронованных императоров, пока не совсем ясно. Поскольку запретить компаниям регистрировать филиалы в офшорах нельзя, Артемьев намерен допускать к регистрации крупных сделок только тех "офшористов", которые отважатся показать своих истинных хозяев.

    Но если энергетики и строители получили пока лишь "последнее китайское предупреждение", то для банкиров тема монополизма не то что горячая - она прямо шкворчит. По мнению первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, "инспирированный" кем-то (Козлов заявил, что знает, кем) панический слух о банковском кризисе - явный пример сговора и недобросовестной конкуренции. Цель сговора - обелить "некоторые недобросовестные капиталы", и, напротив, очернить власть, в первую очередь ЦБ. Но ЦБ стоит, а в среде банкиров уже есть первые жертвы. По словам Козлова, "прославившийся" на днях банк Кредиттраст пал жертвой заговорщиков и подыгравших им газет. Пресса, понятно, всегда во всем виновата: по словам Козлова, достаточно было неделю подряд публиковать статьи, что в Кредиттрасте все плохо, как люди понесли оттуда деньги, и банк пошел ко дну.

    Похоже, пока единственным инструментом борьбы с монополизмом у банкиров остается закон "О страховании вкладов", и г-н Козлов в очередной раз заявил, что слабым и недобросовестным банкам в этой системе не место. Правда, не есть ли смерть "слабых" (читай - маленьких) банков - прямой путь к монополизации, остается непонятным. Вот и руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев напомнил, что с 1 июля вступает в силу новый закон об организации страхового дела, который выгонит с рынка 500-600 "малышей", и в результате появится, по его выражению, где монополизм, а где и дыра, то есть физическое отсутствие страховых компаний.

    Слов нет: вчера означенные выше официальные лица замахнулись на святое и страшное. Сколько стоит Россия - всегда у нас то "рука руку моет", то губернатор с поставщиками свинины на местный рынок договаривается. Естественно опасение, что резкий замах обернется сотрясанием воздуха. Но столь же естественно ощущение, что дальше так, товарищи, нельзя. Приедешь, бывало, в губернию, а там кроме водочного короля и людей-то приличных нет. Да и тот, сказать по правде, монополист.

    Поделиться