10.06.2004 03:10
    Поделиться

    Тулеев против бюрократизма

    За это время стране вернулись властная управляемость и единое правовое пространство, естественным продолжением чего стало обновление самой системы федеративных отношений. Совместные, центра и регионов, договоренности, о которых шла речь на встрече в Кремле, позволят четко разграничить предметы ведения и полномочия между ними.

    Спекуляции на тему, кто из них от этого в выигрыше, а кто в накладе - беспредметны. Согласованное "размежевание", получив законодательное закрепление, упорядочит всю систему государственной власти в стране сверху донизу: по уровням, полномочиям, деньгам, правам и обязанностям. И тогда общество, вверяющее решение своих проблем властям, будет четко знать, кто из них и за что конкретно отвечает и за чей счет. Власть станет ответственнее перед избравшими ее гражданами, а значит, эффективнее в решении их проблем. Иными словами, мы разбюрократим нашу экономику и при меньших затратах повысим ее отдачу для всех и каждого из нас.

    Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример того, как перераспределение предметов ведения и властных полномочий может улучшить ситуацию в отдельном регионе, что в результате обернется пользой и для страны в целом.

    Для Кузбасса - главной угольной кладовой страны - особенно актуальны вопросы взаимодействия с федеральными органами власти в сфере недропользования, которая по Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Так, при лицензировании прав пользования недрами, согласно действующему Закону "О недрах", действует механизм "двух ключей". Участки на лицензирование определяются регионом, он же готовит и все необходимые для этого документы - для дальнейшего согласования с центром. И вот тут-то начинается натуральное "хождение по мукам". Согласовать-то надо чуть ли не с десятком министерств и ведомств, каждое из которых действует еще и вразнобой. Причем это относится ко всем месторождениям - хотя бы и в 20 килограммов золота. То есть выезд туда и обратно обходится предпринимателям дороже выемки самого золота. Но самое печальное - из-за такой волокиты оформление лицензии занимает порой годы.

    Так, уже три года мы не можем получить лицензию на источник минеральной воды производственной мощностью всего 36 кубометров в сутки. Или, скажем, по заявке на угольное месторождение "Заречный-Беловский", отправленной нами аж в апреле 2001 года, минприроды до сих пор не сформировало пакет документов, необходимых для проведения аукциона на право пользования этим участком. Вообще же по более чем полусотне угольных месторождений из перечня объектов лицензирования в 2003 году проведено лишь 3 конкурса и 8 аукционов. В результате угольная отрасль Кузбасса потеряла уже порядка 500 миллионов долларов прямых вложений. Какое дело инвесторам до нашей бюрократической волокиты: не суетитесь, - вложим денежки куда еще. Но потери не только в этом, и не только у нас. Ведь что такое открытие нового, да еще со скорыми перспективами стать рентабельным предприятия? Это ведь не только новые рабочие места, но и наполнение казны - и региональной, и федеральной - за счет дополнительных налоговых отчислений.

    Как видите, выгода здесь не одному Кузбассу. Теперь Госсовет в число рекомендованных для передачи субъектам Российской Федерации полномочий включил и вопросы управления недр общего пользования (кроме остающегося за центром управления уникальными месторождениями и запасами из государственного резервного фонда). Если это получит законодательное закрепление, то ситуация в Кемеровской области изменится. Ускоренный процесс лицензирования позволит уже в ближайшие полтора года увеличить добычу угля в регионе на 12 миллионов тонн и довести ее к 2005 году до 150 миллионов. В край будет привлечено 23 миллиарда рублей инвестиций. В бюджетную систему поступит дополнительно до 1 миллиарда целковых, в том числе в федеральный бюджет 650 миллионов. Будет создано 8 тысяч новых рабочих мест.

    Кроме того, разбюрокрачивание сложившегося порядка с лицензированием способствует решению острейшей для отрасли проблемы безопасности горняцкого труда. Наряду со старыми, практически выработавшими ресурс разработками, в области хватает новых перспективных месторождений, где и уголь лежит неглубоко (а значит, меньше риска обвалов и выброса метана), и современные безопасные технологии добычи можно закладывать изначально. Сюда не только можно перевести горняков с опасных рудников, но и набрать новых работников. Не говоря уж о том, что эти разработки более продуктивны.

    Думаю, даже на этом частном примере можно понять, что двигало участниками встречи в Кремле в поисках путей совершенствования механизма взаимодействия органов власти всех уровней. Если улучшение ситуации и в самой Российской Федерации, и в ее субъектах тормозится бюрократизмом их взаимоотношений, то его надо ломать. Если какие-то властные полномочия с большей эффективностью, с более быстрой отдачей исполняются на местах - флаг им в руки. И наоборот: функции, что "не по зубам" регионам, делегируются центру. Здесь не дележка - здесь интерес людской, поскольку это означает большую ответственность властей сверху донизу за результаты своей работы. Работы, которую им вверяют граждане для решения своих интересов.

    Поделиться