11.06.2004 03:00
    Поделиться

    Бухгалтерия Новороссийского порта

    В последнее время в прессе активно и пристально обсуждались финансовые показатели и результаты хозяйственной деятельности Новороссийского морского торгового порта, а также некоторые эпизоды в его приватизации и эффективность управления частными акционерами государственным пакетом акций порта. Журналисты "РГ" попробовали провести собственное исследование этого вопроса, обратившись за комментариями к двум специалистам, непосредственно знакомым с ситуацией на ОАО "НМТП": руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта и члену совета директоров ОАО "НМТП" Вячеславу Рукше и аудитору Счетной палаты РФ Владиславу Игнатову, руководившему в 2003 году проверкой деятельности порта. Первым на вопросы корреспондента "РГ" отвечал Вячеслав Рукша.

     

    - Какова, на ваш взгляд, самая важная тенденция в российских портах за последние десять лет?

    - После распада Советского Союза грузопоток в российских портах упал всего в два раза, а портовые мощности уменьшились в десять раз. С изменившейся конъюнктурой в полном объеме справились, на мой взгляд, удачнее всего порты Санкт-Петербурга и Новороссийска. Там произошла модернизация портовых мощностей и настройка под изменяющуюся экономику нашей страны. Дело в том, что схема грузопотока резко изменилась, вырос экспорт, через порты пошли металлы, минеральные удобрения, большое количество массовых грузов.

    Нужно отметить также, что после дефолта 1998 года грузопоток увеличивался на 25 - 30 процентов в год, что создавало дополнительные сложности. Вот примерные цифры: в 2000 году общий объем переваленных в портах экспортно-импортных грузов был где-то в районе 230 миллионов тонн, а в 2003 году составил уже 330. Представьте себе, это рост почти на треть! Как следствие с 2000 года у нас начинаются серьезные проблемы с пропускными технологическими возможностями транспортной системы.

    - Как вы оцениваете развитие Новороссийского порта за эти годы?

    - Как раз в контексте описанной мной картины развития портовых мощностей за последние годы особенно показателен пример Новороссийского порта, потому что там за период в пять-шесть лет удалось выйти с 6 - 8 миллионов тонн грузов в год на 22 миллиона тонн, а в целом по порту на 24 миллиона тонн. Если брать только акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт", то их объем за последний год - 18 миллионов тонн, что, как мне кажется, выглядит очень неплохо.

    - ОАО "НМТП" - основное предприятие в Новороссийском порту?

    - Необходимо четко разделить историческое понятие порта, которое существовало в Советском Союзе как географическое название и как государственное предприятие, и нынешнее акционерное общество как управляющую стивидорную компанию. Если раньше в порту Новороссийска было одно государственное предприятие, то сегодня там несколько. Но основной объем грузов, порядка 80 - 85 процентов всего, переваливает стивидорная компания ОАО "Новороссийский морской торговый порт". Отмечу, что это очень мощная и эффективная стивидорная компания. Если мне память не изменяет, то она дает около 80 процентов грузооборота в этом регионе.

    - Последние годы ОАО "НМТП" контролируется частными инвесторами. Насколько эффективно такое управление?

    Ноовороссийский торговый порт - это хороший пример взаимодействия инвесторов с государством в развитии как собственной, так и государственной инфраструктуры.

    - За последние годы порт серьезно обновил оборудование, очень много денег вложил в развитие государственного имущества. Если сравнивать современные паспорта районов порта и документы десятилетней давности, то по нагрузкам и глубинам - это просто разные порты. Сейчас Новороссийский порт имеет совершенно другие технические возможности, завершается реконструкция нефтяной гавани, где еще Советский Союз начинал отгрузку нефти и нефтепродуктов. Также полным ходом идет капитальный ремонт причальных стенок. Стивидор, то есть ОАО "Новороссийский морской торговый порт", вкладывает собственные деньги в госимущество, при этом это самое госимущество становится совсем другого качества и другой стоимости.

    Я бы сказал, что Новороссийский торговый порт - это хороший пример взаимодействия инвесторов с государством в развитии как собственной, так и государственной инфраструктуры в виде реконструкции причальных сооружений и проведения углубительных работ.

    - Как протекает сотрудничество государства, которое владеет 20 процентами акций ОАО "НМТП", и частных владельцев, контролирующих основной пакет?

    - Любой порт - это прежде всего взаимодействие участников, которые отвечают за единый транспортный процесс. Мы, как морские власти, должны обеспечить хорошие безопасные подходы, чтобы судно могло в любое время дня и ночи даже при ухудшении погодных условий войти и выйти из порта. Стивидоры должны обновлять свои технологии, делать их высокопроизводительными, улучшать тактико-технические данные, реконструировать причалы. Железнодорожникам следует модернизировать подъездные пути, а также налаживать единую информационную систему, что они, спасибо им, и делают.

    Такие виды транспорта, как морской, речной, железнодорожный и трубопроводный, отвечают за мобильность грузов в Российской Федерации, и любое замедление в этой системе - это миллиарды убытков. В этом отношении, я считаю, ОАО "Новороссийский морской торговый порт" - хороший пример взаимного развития порта, что хорошо видно по статистике. Я думаю, три года выдерживать 20 - 25 процентов роста, как на НМТП, по силам далеко не каждому предприятию. По итогам этого года мы прогнозируем цифру в целом по порту 25 - 30 миллионов тонн груза, а это результат, согласитесь, достойный уважения.

    Несколько вопросов мы задали аудитору Счетной палаты РФ Владиславу Игнатову, проверявшему в 2003 году ОАО "НМТП".

    - Как вы оцениваете развитие Новороссийского порта на данный момент?

    - Новороссийский морской торговый порт имеет в структуре транспортных коридоров на юге России стратегическое значение, как с точки зрения гражданских интересов, так и военных. Это связано с целым рядом факторов: его выгодным расположением на побережье, близостью к развитым промышленным и сельскохозяйственным районам, развитой внутренней инфраструктурой. Проблема развития транспортных коридоров, особенно в части эффективности их использования, неоднократно являлась объектом внимания Счетной палаты. Возглавляемое мной направление рассматривает данную проблему с точки зрения эффективности управления федеральной собственностью. Для НМТП - это вопросы дивидендной политики и использования государственного пакета акций для повышения эффективности деятельности южного транспортного коридора в целом.

    По результатам проверки нами установлено, что растет капитализация ОАО "НМТП", повышается балансовая стоимость, увеличивается выплата дивидендов на государственный пакет. Вот динамика: 1999 год - 153 рубля на акцию, 2000 год - 220 рублей, 2001 год - 291 рубль. Необходимо учесть, что в Новороссийске на самом деле находится много портов: и рыбный порт, и лесной порт, собственно, сам Новороссийский морской торговый порт, а также Новороссийский судоремонтный завод. Там же находится "Югспецгидрострой" - организация, которая занимается производством цементных блоков, их установкой и укреплением береговой линии черноморского побережья Кавказа. С одной стороны, казалось бы, присутствует здоровая конкуренция. Но на самом деле наличие множества структур отрицательно сказывается на общем грузообороте.

    - Счетная палата проверяла непосредственно ОАО "НМТП"?

    - Да, поскольку 20 процентов НМТП принадлежит государству. Поэтому проведенная проверка не случайна, и она не последняя. Отмечу, что при проверке правильности приватизации у инспекции СП практически вопросов не возникло. Точно так же, как и по эффективности управления государственной собственностью арендаторами портовых сооружений, то есть самим ОАО "НМТП". К гидротехническим сооружениям, которые согласно концепции управления государственным имуществом не могут быть приватизированы, относятся пирсы, волнорезы и прочие сооружения. Эта государственная собственность принадлежит городской администрации Новороссийского торгового порта. Это имущество сдается в аренду оператору порта, которым, как я уже сказал, является ОАО "Новороссийский морской торговый порт".

    - Как вы оцениваете перспективы развития Новороссийского порта?

    - Перспективы развития порта просто огромные, только в этот транспортный узел необходимо вкладывать серьезные деньги. Дело в том, что, как вы, наверное, знаете, существует проект перевода в Новороссийскую бухту Черноморского военно-морского флота, для чего необходимо строить новые гидротехнические сооружения. Новороссийская бухта велика - места хватит и для военных, и для транспортников, однако для ее дальнейшего обустройства потребуются большие средства.

    - Как вы считаете, это должны быть государственные инвестиции или это может быть привлечен частный капитал?

    - В 2001 году Новороссийским торговым портом было освоено 899 миллионов рублей капиталовложений. Была сделана очень важная вещь: обновлен парк буксиров. В этот и следующий годы рост грузооборота составлял практически 20 процентов, что, согласитесь, очень неплохо. Балансовая прибыль ОАО "НМТП" от основной деятельности в 1999 году составила 2,244 миллиарда рублей, в 2000-м - уже 2,493 миллиарда, а в

    2001-м - балансовая прибыль увеличилась до 2,869 миллиарда рублей. Это говорит об очень хороших темпах роста.

    - Считаете ли вы необходимым продажу государственного пакета акций "НМТП"?

    - Это сложный вопрос. Госпакет акций в таком предприятии - это стратегическое капиталовложение, отвечающее федеральной концепции управления государственным имуществом. Государство должно избавляться от излишнего имущества, не требующегося для осуществления основных государственных функций. Но должно сохранять и развивать инфраструктуру. В отношении порта это в первую очередь подъездные пути, гидротехнические и портовые сооружения, самое главное - причальные стенки, а также проведение работ по углублению дна. Имея двадцатипроцентный пакет акций в таком стратегическом инфраструктурном проекте, как Новороссийский порт, и получая постоянно растущие дивиденды, государству, на мой взгляд, продавать эти 20 процентов не стоит. Однако эффективному собственнику, арендующему государственные мощности, нужно прикладывать все усилия, чтобы платить максимальные дивиденды. ОАО "НМТП" это неплохо удается.

    Опираясь на мнение опрошенных специалистов, остается только констатировать, что к ОАО "НМТП" и его акционерам в плане эффективности управления госсобственностью и приватизации вопросов практически нет. Возможно, о сложностях на пути развития Новороссийского порта смогут рассказать менеджеры и партнеры ОАО "НМТП", с которыми "РГ" обязательно побеседует в ближайшее время.

    Поделиться