11.06.2004 03:00
    Поделиться

    Страхование крупных рисков

    - Дмитрий Александрович, как строится работа вашей компании в условиях проходящей административной реформы?

    - Административная реформа затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности, в том числе цивилизованный рынок страховых услуг, активным участником которого является и наша страховая компания. "Русский страховой центр" - ведущая компания в России, обеспечивающая страховую защиту предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса, авиационно-космической отрасли, а также системы научно-технического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Лицензии министерства финансов N 4286Д и ФСБ России позволяют осуществлять более 70 видов страхования, а также перестрахование, в том числе с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Достаточно сказать, что акционерами нашей компании являются "Рособоронэкспорт", Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ОАО "НПО "Энергомаш" им. академика В.П. Глушко", ОАО "АХК "Сухой", ОАО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение", ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", ФГУП "Конструкторское бюро приборостроения", ФГУП "Конструкторское бюро машиностроения", ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", ФГУП "Адмиралтейские верфи", ФГУП "МП "Звездочка" и многие другие ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса России. Нашими клиентами стали в общей сложности более 600 государственных организаций и фирм российского ОПК.

    Административная реформа глубоко затрагивает и деятельность Министерства обороны РФ, модернизацию и техническое оснащение российских Вооруженных Сил, а также всю систему управления работой организаций и ведомств, связанных с научно-техническим и военно-техническим сотрудничеством с иностранными государствами. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года президент РФ Владимир Путин отметил, что модернизация армии остается одной из "задач общенационального масштаба". По его словам, "адекватное качество вооружений - это характеристика, напрямую определяющая степень боеготовности современной армии".

    Таким образом, перед российским оборонно-промышленным комплексом ставится серьезная задача по техническому оснащению Вооруженных Сил новыми видами вооружений и в этих условиях наша страховая компания, имея большой опыт работы в области страхования со многими предприятиями российского ОПК, готова предоставить качественные услуги страхового сопровождения на всех этапах проектирования, производства, испытаний, сдачи в эксплуатацию, обслуживания и последующего ремонта, а также модернизации военной техники и оборудования, выпускаемых для нашей армии и флота.

    За последнее время крупнейшими страховыми проектами РСЦ, например, по военно-космическим программам было страхование запусков ракет-носителей "Тополь-М", РС-18, "Космос-3М", осуществленных Ракетными войсками стратегического назначения России.

    - Как может повлиять административная реформа в самой военной отрасли на модернизацию страховых программ, по которым вы сейчас работаете с российским ОПК?

    - Ее влияние уже сказывается. Прежде мы создавали систему по страховому обеспечению программ выпуска военной продукции, действуя через соглашения и договоренности с существовавшими в системе управления российскими агентствами - Российским авиационно-космическим агентством, оборонными агентствами по судостроению, по обычным вооружениям, по системам управления и по боеприпасам. В рамках административной реформы весной 2004 года предложена новая структура управления ОПК. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и пять оборонных агентств влились соответственно в состав вновь созданных министерства промышленности и энергетики, Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства.

    Таким образом, количество управленческих центров существенно сократилось, поэтому сейчас мы планируем взаимодействовать с более централизованной системой управления ОПК. РСЦ уже работает над тем, чтобы установить более тесное сотрудничество между представителями вышеназванных структур и квалифицированными экспертами нашей компании и продолжит нашу общую с ними работу, связанную с оценкой рисков, возникающих при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации вооружения, военной и специальной техники.

    - Каковы, на ваш взгляд, перспективы для страхования производства и отдельных видов вооружения, военной и специальной техники для российской армии в рамках гособоронзаказа?

    - Такие перспективы, несомненно, существуют, и специалисты "Русского страхового центра" готовы разработать совместно с экспертами созданной Федеральной службы по оборонному заказу специальные программы, предусматривающие страховое покрытие практически всех рисков, возникающих в рамках заданий гособоронзаказа на выполнение НИОКР, на закупки, ремонт и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также произвести компетентную оценку подобных рисков, возникающих при авариях, несчастных случаях, простоях техники и оборудования.

    Как известно, сейчас Федеральную службу по оборонному заказу возглавляет опытный руководитель Андрей Бельянинов, создавший в свое время ФГУП

    "Рособоронэкспорт", которое добилось в 2003 году рекордных показателей по экспортным поставкам российского вооружения на общую сумму в 5,1 миллиарда долларов США. Надеюсь, что новые образцы вооружения и техники, поставляемые для нужд Российской армии и флота, будут так же надежно застрахованы, как и аналогичная продукция, поставляемая Россией на экспорт.

    - Каким образом повлияет административная реформа на страховые программы в области научно-технического и военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами? Каковы могут быть, на ваш взгляд, новые и действенные методы обеспечения страхования рисков по программам ВТС?

    - В данном случае страховые программы по научно-техническому и военно-техническому сотрудничеству уже успешно осуществляются российскими страховыми компаниями, работающими в этом сегменте страховых услуг, и, в частности, "Русским страховым центром". Поставки на экспорт российского вооружения, военной и специальной техники должны иметь страховое покрытие по международным стандартам, принятым в этой области, и мы обеспечиваем качественное страховое покрытие по всем видам рисков.

    Однако совместно с "Рособоронэкспортом", которое ныне возглавил опытный профессионал Сергей Чемезов, и другими экспортерами мы реализуем различные страховые программы.

    Они охватывают выполнение экспортных контрактов, НИОКР, производство, поставки, послепродажное обслуживание, гарантийный ремонт, поставки запчастей и обслуживание при дальнейшей эксплуатации за рубежом российской техники.

    В условиях административной реформы система ВТС также модернизируется, расширяется список действующих российских экспортеров, особенно в части предприятий, обеспечивающих запчастями российскую экспортируемую военную технику во время ее эксплуатации за рубежом. Мы уже начали сотрудничать с этими предприятиями.

    С другой стороны, по линии ВТС для России наступает новая эра - постепенно она переходит к более плотным партнерским отношениям с отдельными зарубежными государствами в деле создания новых образцов вооружений. В качестве примера приведу совместный российско-индийский проект "Брамос" по созданию крылатой ракеты, в котором РСЦ также задействован. В ходе дальнейшего реформирования системы ВТС мы намерены проработать и инициировать программы обеспечения страхования и возможных штрафных санкций перед субъектами ВТС и государством за нечеткое исполнение принятых обязательств по заключенным контрактам, что считаю крайне актуальным.

    - Какие новые направления работы по страхованию рисков, связанных с военными программами, вы видите для своей компании?

    - У нас есть уникальные наработки и опыт, связанные со страхованием отдельных военных программ, которые ранее не страховались. Дело в том, что в условиях эксплуатации военной техники существует много особых рисков.

    Поэтому РСЦ участвовал в программах страхования дорогостоящей военной техники, находящейся на вооружении средств российских сил ПВО в ходе ее испытаний и обслуживания. В частности, мы страховали ОАО "Оборонительные системы" в период проведения стрельб зенитным комплексом "Печора-2М", а также принимаем все риски по страхованию огневых испытаний ракетных двигателей, изготавливаемых НПО "Энергомаш".

    - Какие перспективы вы отмечаете в страховании рисков в космической отрасли после ее реформирования?

    - Как известно, 12 марта распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова во главе созданного Федерального космического агентства встал бывший командующий Космическими войсками Анатолий Перминов. С его приходом, я уверен, наша космическая отрасль получит качественно новое развитие, поскольку этот человек чрезвычайно энергичен, трудолюбив и добивается поставленных целей.

    Скажу, что программа развития российской космической отрасли уже существует и доложена президенту России. В ней раскрыты вопросы создания российской" орбитальной группировки, реорганизации всей отрасли, намечены перспективы международного сотрудничества. Поэтому в связи с полномасштабной программой развития отрасли возникает качественно новый уровень задач для нас, страховщиков, по выработке страховых программ, связанных с производством, запусками и сопровождением работы на орбите космических аппаратов, а также страхование ответственности перед третьими лицами.

    Большую перспективу имеют программы космических запусков иностранных спутников с использованием российских ракет-носителей, и наша компания активно осуществляет их страховое сопровождение. Например, мы принимали на себя риски по выводу на орбиту и приземлению в заданном районе космического аппарата "Демонстратор-2" по совместному проекту НИЦ имени Бабакина и немецкой компании"Астриум".

    За последнее время нами осуществлено страхование ответственности перед третьими лицами в ряде осуществляемых ГКНПЦ им. М.В. Хруничева запусков космических аппаратов, таких как "Нимик-2", "АМС-9", "Мост", "Мимоза", французского телекоммуникационного спутника "W3A", который выводился на орбиту российской ракетой-носителем "Протон".

    Также необходимо отметить, что РСЦ начал предоставлять новый страховой продукт - страхование ответственности перед третьими лицами при управляемом спуске космического аппарата в случае его неуспешного запуска по проектам с участием ракеты-носителя "Протон".

    Подобные международные проекты требуют от нас установления отношений долгосрочного сотрудничества и с давними партнерами России в деле космических запусков, как, например, с Украиной, а также новых контактов со странами Европейского союза, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

    - Если затронуть аспекты вашего сотрудничества с европейскими страховыми компаниями в области страхования и перестрахования по линии ВТС, какие особенности вы можете отметить?

    - Не открою тайны, если скажу, что в регионах и государствах, где традиционно активно реализуются программы по ВТС с Россией, местные крупные страховые компании, обслуживающие эти программы, так же, как и основные контрагенты "Рособоронэкспорта" входят в местную политическую и бизнес-элиту. Наша задача - задача российских страховщиков, сопровождающих определенные контракты по линии ВТС, - входить в контакты с местными страховщиками, налаживать связи и взаимодействовать уже на раннем этапе подготовки сторонами экспортных контрактов. Таким образом, мы по сути представляем российское страховое сообщество и российский финансовый рынок.

    В ходе наших переговоров с местными страховщиками вырабатываются совместные программы и по сострахованию, и по перестрахованию, мы пытаемся убедить местные компании хотя бы часть рисков брать на себя, чтобы деньги по перестрахованию не уходили в Лондон и Мюнхен, а оставались на местном страховом и перестраховочном рынке. Не всегда это получается, но уже явные подвижки в этом деле у нас имеются.

    - Как, на ваш взгляд, будет реформироваться российский страховой рынок в ходе административной реформы, чего вы ждете от реформированных органов страхового надзора?

    - Мы искренне надеемся, что административная реформа в нашей стране коренным образом повлияет на становление и развитие цивилизованного рынка страховых услуг. Указ президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" серьезно изменил существовавшую ранее практику государственного регулирования страхового рынка. На основании этого указа осуществлять оперативный контроль за участниками рынка стала созданная Федеральная служба страхового надзора (ФССН), которую возглавил Илья Ломакин-Румянцев, настоящий профессионал в этой области, пользующийся высоким авторитетом у российского страхового сообщества.

    Таким образом, фактически произошло давно ожидаемое российским страховым сообществом разделение функций надзора и нормотворчества. Если ранее вся полнота функций по контролю страхового рынка России была возложена на департамент страхового надзора при минфине, то сейчас президентской концепцией административной реформы предусмотрено разделение функций на две составляющие - правовое регулирование осталось за министерством финансов, а оперативный контроль над страховщиками будет осуществлять новый орган исполнительной власти.

    Мы надеемся, что эта структура окажет серьезное позитивное влияние на развитие страхового рынка. Мы ждем от реформированного страхнадзора усиления контроля за основной деятельностью субъектов рынка за счет сбора, анализа, обобщения и раскрытия их финансовой отчетности. Мы также ждем упрощений процедур лицензирования страховых продуктов и создания системы действенных мер превентивного характера по отношению к страховым компаниям, деятельность которых может нанести страхователям финансовый или имущественный ущерб.

    Конечно, новой структуре придется на первом этапе решить очень многие задачи, связанные с созданием мощных информационно-аналитических систем обработки данных, поступающих от страховщиков, набором и подготовкой высококвалифицированных специалистов, разбирающихся в сложных финансовых и юридических вопросах, методологиях бухучета и статистики.

    Многое в налаживании этой работы уже сейчас можно перенять от зарекомендовавших себя наилучшим образом органов банковского надзора в Банке России, от налоговых органов, а также наладить четкое и постоянное взаимодействие по обмену информацией с Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службой, правоохранительными органами.

    С другой стороны, по моему убеждению, реформа страхнадзора и разделение функций регулирования рынка между минфином и ФССН не означают, что теперь надзор не будет участвовать в подготовке новых правил и законов. Обладая большим массивом информации по рынку и анализируя ее, ФССН вполне обоснованно может выступать в роли эксперта и вместе с минфином участвовать в подготовке законодательных инициатив по страховому делу.

    Мы считаем, что ответной реакцией страхового рынка на административную реформу явится создание в ближайшем будущем мощных программ по оценке и страховому сопровождению многих государственных проектов. Важно грамотное сочетание обязательного и добровольного страхования, создание крупных страховщиков. Ведь в объединенной Европе всего около 400 страховых компаний, действующих на рынке, а в России сейчас их зарегистрировано около 1400, причем многие из них были созданы именно под "зарплатные схемы". Необходимо поставить самый жесткий заслон использованию подобных "схем", которые, сберегая налоги крупным клиентам страховщиков, явно дискредитируют весь российский страховой рынок. Сейчас у многих лидеров рынка суммы страховых выплат такие же, как и страховые взносы за вычетом комиссионных. Изжив эти тенденции, мы сможем всерьез заняться рынком накопительного страхования жизни.

    Если сравнить, сколько собирает ведущая в мире американская компания AIG взносов по этому виду страхования в России и сколько в Китае, то надо признать, что цифры просто несопоставимы. А вся причина в том, что у нас пока этот рынок отдан на откуп налогосберегающим "схемам". Уверен, что в ближайшее время лицензирование будет значительно упрощено; ведь в мире есть по сути только 2 вида лицензий - на страхование "жизни" и "не жизни", а у нас около 200. Это тоже было сделано, видимо, для получения дополнительных доходов чиновниками, "регулировавшими" ранее страховой бизнес.

    В заключение хотел бы сказать, что жизнь не стоит на месте, и ведущие мировые державы конкурируют за рынки, сырье, технологии. В ходе этой борьбы они сливаются в транснациональные корпорации. Нужно приложить все усилия, чтобы отечественные финансисты представляли Россию так же достойно, как ее оружейные мастера.

    Поделиться