На мой взгляд, это все равно, что писать сочинение о поэзии Пушкина, не зная азбуки. И Галина Степановна Кузьмина, преподаватель химии из владимирской школы N 8, где Алеша только что закончил первый класс, не против такого сравнения. Видимо, в жизни нет правил без исключения. И случай с этим ребенком - лишнее тому подтверждение.
Белый голубь в формулах
Первого сентября Любовь Владимировна Мусатова рассказывала детям на первом в их жизни уроке о гимне, флаге и других атрибутах нашей государственности, а незадолго до окончания (точно помнит: за 12 минут) раздала свои домашние заготовки - бумажных голубей - и попросила нарисовать на белом поле, как они видят свое будущее.
Как обычно, принесла голубей домой, стала рассматривать и уже близка была к разочарованию (одни домики и цветы, а ведь класс с усложненной программой!), как вдруг ее взгляд упал на голубя Леши Евдокимова, исписанного химическими формулами. Показала его дочери-одиннадцатикласснице. Та подтвердила: формулы правильные...
Сентябрь уже подходил к концу. Мальчик после уроков чистописания штудировал на переменах учебник химии Габриэляна за 10-й класс. А учительница начальных классов все не решалась заговорить с коллегами о своем открытии. Знала, далеко не все разделят ее восторг. Дескать, посмотрим, что будет дальше. Видали мы таких гениев. Где они теперь?
Но все-таки перешагнула через свои опасения и предложила Алеше заглянуть на большой перемене в кабинет химии и увидела, как у Галины Степановны Кузьминой округлились глаза. Буквально на первой встрече опытнейшему преподавателю химии пришлось констатировать явление, произошедшее вопреки всякой логике: знания шестилетнего мальчика по химии приближаются к объему знаний выпускника.
В первой четверти у первоклашек было три урока, и учительницы договорились, что на четвертом, дополнительном, он будет посещать уроки химии Кузьминой в старших классах. Так он и просидел весь год среди девятиклассников, десятиклассников и даже одиннадцатиклассников. А на переменах частенько забегал к ней с вопросами:
- Почему олеиновая кислота обладает такими же свойствами, как предельные одноосновные карбоновые кислоты? Почему реакция между магнием и серной кислотой протекает значительно быстрее, чем между тем же магнием и уксусной кислотой? Почему инертные газы не вступают в реакцию с другими веществами?
Химия как альтернатива анатомии
И папа, и мама, и воспитатели детского сада об Алешиной одаренности догадывались давно. В три года он знал таблицу умножения и без устали писал цифры в тетрадях. Хотел создать такую же таблицу сложения. Не получалось, очень расстраивался.
А любовь к химии началась при весьма странных обстоятельствах. Мальчику дали почитать школьный учебник по истории, оставшийся от двоюродной сестры. Потом к Евдокимовым перекочевал "списанный" старшеклассницей учебник анатомии. Но, увидев, с каким вниманием он изучал строение человека, мама забеспокоилась и, чтобы пресечь преждевременный интерес, решила переключить его на химию.
И Алеша с удовольствием взялся за очередную школьную книжку. Но теперь вместо вопроса "а что такое "секс", родители получили другой, не менее сложный: а какое вещество стоит на пятом месте в таблице Менделеева? Проштудировал химию за 9-й класс, пришлось сестре "откапывать" за восьмой. Осенью попросил родителей купить детскую энциклопедию по химии. А зимой вместе с папой поехал в книжный магазин за учебником по химии для десятиклассников.
Может, причина "избыточных" знаний в наследственности? Но папа у Алеши - наладчик в прессовом цехе Владимирского завода "Автоприбор". Мама недавно перешла в аптеку, а до этого тоже трудилась на производстве, не связанном с химией.
Да и роль денег тут явно не просматривается. Мальчик живет с родителями в заводском общежитии, в восемнадцатиметровой комнате, разделенной шкафом на две части. В одной спят и смотрят телевизор, в другой готовят пищу и кушают. У отца было полдома, но его пришлось продать, пока жена находилась в отпуске по уходу за сыном.
Кроме прочих есть и еще один "минус". Алеша учится в самой обычной владимирской школе, где при нищенской зарплате учителя и огромной загруженности его часами индивидуальная работа с учеником часто недостижимая роскошь.
Правда, в конце апреля у мальчика появилась своя комната. Соседи съехали на квартиру. Их жилплощадь опустела, и Евдокимовы предложили взять на себя половину "квартплаты" с условием, что сын сможет там заниматься.
Здесь у него и химлаборатория, которая целиком умещается в коробке из-под обуви. С помощью неопасных веществ (за этим строго следят взрослые!) может теперь проверить теорию на практике.
- Люблю смотреть, как взаимодействует спирт с металлами. От металлов идут пузырьки водорода. Это один из продуктов реакции. Металлы отдают электроны и превращаются в ионы, - делится юный исследователь.
Позади - первый класс и школьная программа по химии. И я спрашиваю Галину Степановну:
- А что будет дальше?
- Мы еще не решали с ним задачки. Будем решать.
Галина Степановна считает, что сверходаренные дети появляются в нашей школе не так редко, как порой кажется. Но росткам часто не пробиться через асфальт непонимания.
Алеше повезло. Окружающие его люди не страдают глухотой. А если бы не услышали?
Теперь у Алеши каникулы. Мы сидим на диване. Он смотрит мультики, а я листаю его новый толстый справочник по химии для школьников, поступающих в вузы. Потом достает из шкафа Большой энциклопедический словарь. И он, как выясняется, тоже его настольная книга.
- Учу греческий алфавит. Он будет необходим при изучении органической химии...
- А художественную литературу любишь? - спрашиваю Алексея.
- А что это такое? - задумывается он.
- Ну ты же любишь сказки Пушкина? А помнишь "Черную курицу"? - подсказывает двоюродная сестра и добавляет в мою сторону:
- Да он еще не понимает этого.
И как это я забыла, что передо мной - семилетний ребенок?