15.06.2004 05:58
Поделиться

Какими деньгами заменят льготы

Основной причиной пересмотра этих вопросов, считают авторы документа, явилось то, что большинство льгот было установлено в начале 90-х годов. Носили они вынужденный характер, что объяснялось бюджетным дефицитом. Государство не справлялось со своими обязательствами, а отсюда, соответственно, происходили задержки в выплате зарплат, пособий, пенсий, которые были заменены многочисленными льготами.

Нельзя при этом забывать и тот факт, что большинство этих льгот не были обеспечены финансированием, а потому часть льготных категорий граждан не могла ими воспользоваться. В частности, отмечают авторы законопроекта, 9 из 19 льготников не имеют возможности получить санаторно-курортное лечение, 70 процентов не пользуются льготами на городском транспорте, в первую очередь это касается жителей села. И в результате часть льготников, проживающих в крупных городах, имеют в наличии весь спектр льгот, другая же - не пользуется ими вовсе.

Поэтому сегодня и возникла необходимость в замене натуральных льгот. Основной целью данного законопроекта как раз и является ориентация мер социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усиление адресной помощи инвалидам и ветеранам.

Нынешняя ситуация в бюджетах всех уровней сильно отличается от того времени, и поэтому сегодня появилась реальная возможность обеспечить льготников денежными средствами, с тем чтобы позволить каждому конкретному человеку получить то, что ему нужно в полном объеме. Но хватит ли этих сумм для обеспечения небольших потребностей малоимущих и социально незащищенных граждан?

На сегодняшний день расходные обязательства консолидированного бюджета оцениваются в 6,5-7 триллионов рублей, в то время как объем возможностей всей бюджетной системы страны оценивается в 4,5 триллиона рублей. И разница в 2-2,5 триллиона как раз и является теми самыми финансово необеспеченными обязательствами государства. Их исполнение, напомним, ежегодно приостанавливалось законом о федеральном бюджете.

Итак, в документе предлагается с 2005 года ввести денежные компенсации (см. таблицу) вместо льгот для 12 миллионов человек - героев войны, труда, инвалидов войны, инвалидов 1, 2, 3 групп и блокадников. Решение о замене льгот компенсациями еще для 20 миллионов человек - ветеранов труда и тружеников тыла - будет приниматься региональными властями. На замену льгот денежными компенсациями в проекте бюджета на 2005 год будет предусмотрено выделение 170 миллиардов рублей.

Еще одной особенностью данного законопроекта стало то, что он должен устранить недостатки разграничения правового регулирования и финансового обеспечения полномочий органов власти разных уровней. На текущий момент насчитывается 213 законодательных актов, регулирующих вопросы обороны, образования и других сфер, которые должны быть приведены в соответствие с новыми разграничениями полномочий.

Депутатам предстоит для решения этого вопроса рассмотреть 200 законов, в которых наряду с заменой льгот денежными компенсациями правительство предлагает полностью отменить действие 35 законов и приостановить еще 150.

Иллюстрация: