16.06.2004 00:00
    Поделиться

    Тридцать лет спустя

    В Нижнем Новгороде на фестивале памяти Андрея Сахарова была представлена опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Ивана Поповски. Вместе со своими воспитанниками и последователями на сцену Нижегородской филармонии дирижировать вышел сам маэстро.

    В лучших концертных и театральных залах Казани, Ульяновска и Самары в ходе турне представляются две художественные программы: кроме «Царской невесты» концерт стипендиатов фонда Мстислава Ростроповича.

    Казань без утренних очередей

    В Большом концертном зале Казанской консерватории Ростропович с Вишневской появились за час до концерта, в сопровождении ректора учебного заведения Рубина Абдуллина и вице-премьера РТ Зили Валеевой.

    Маэстро начал разговор с признания в любви к Казани, которую он чтит, почти как родной город. В 50-60-х годах Ростропович и его супруга не раз бывали здесь с концертами, а в зале присутствовали и те, кому повезло побывать на мастер-классах музыканта. Вишневской город тридцатилетней давности запомнился иначе:

    – Уезжали рано утром, в пять часов. Увидела толпу и подошла, чтобы узнать, в чем дело. Оказалось, это женщины занимали очередь за молоком. С тех пор здесь все изменилось: нет очередей, построены новые концертные залы и театры, рестораны и кафе. Это уже совершенно другой город.

    В «другом городе» Галина Вишневская накануне успела уже представить своих учеников на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени Тинчурина в опере «Царская невеста», посетила Богородицкий монастырь, провела несколько встреч и интервью. На встрече в концертном зале она еще раз рассказала о работе центра оперного пения, напомнив условия конкурса, который пройдет в Москве в конце июня. Недавнее участие во всероссийской ярмарке вокалистов порядком ее удручило:

    – В лучшем случае встречаются вокалисты с еще не загубленными данными. Говорить о какой-то школе почти невозможно. Нынешняя эстрада – это просто паноптикум. На спонсорские деньги на сцену пробиваются солисты, вокальные данные которых не в пример внешним оставляют, мягко говоря, желать лучшего. В происходящем сейчас пожирании культуры бизнесом я вижу прежде всего огромную вину интеллигенции.

    Но большая часть встречи прошла все же в беседе о настоящем искусстве, к которому маэстро, без тени колебания и к нескрываемому восторгу присутствующих, отнес музыку Софьи Губайдуллиной:

    – Это великий талант и один из самых выдающихся композиторов современности. Вы как земляки можете гордиться тем, что мировая культура обогатилась ее музыкой, созданной здесь.

    Три кумира маэстро

    О любви к музыке Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича Мстислав Леопольдович  говорил не раз. После возвращения в Москву из оренбургской эвакуации в 1943 году он не пропускал в Большом театре ни одного балета на музыку Прокофьева. Сам к тому времени он был уже профессиональным виолончелистом. По воспоминаниям Мстислава Леопольдовича, пятилетний курс Московской консерватории прошел за три года: со второго курса был переведен сразу на пятый. Довелось ему пообщаться и со своими кумирами.

    – У Шостаковича я занимался в классе с 1943 по 1947 год, – рассказал музыкант. – А Прокофьеву меня представили как талантливого, подающего надежды виолончелиста. Причем это было не однажды, но он моментально меня забывал, и следующее представление для него проходило как первое знакомство. Лишь после 1948 года, когда Прокофьева и Шостаковича изругали в прессе, на разных собраниях, я в течение пяти лет каждое лето проводил у Прокофьева на даче. Там мы много говорили о музыке и о жизни.

    Третьим своим кумиром Мстислав Ростропович назвал английского композитора, пианиста и дирижера Бенджамина Бриттена. Его «Военный реквием» маэстро назвал величайшим произведением ХХ века.

    – После эмиграции в США, – сказал он, – я работал со многими выдающимися композиторами – как исполнитель и дирижер. Некоторые, правда, для меня так ничего и не написали, хотя я очень просил. Но это не испортило наших добрых отношений.

    Вопросы взаимоотношений в музыкальной семье казанская публика обошла стороной. Да и о чем спрашивать, если пара отмечает 50-летний юбилей совместной жизни. Говоря о планах в России, Мстислав Ростропович честно признал:

    – Очень мало сейчас бываю на родине, не позволяет плотный концертный график. На ближайшее время запланированы концерты в Риме, Париже, других городах. Но в 2006 году, 27 сентября, я обязательно приеду в Москву на открытие фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Шостаковича. Дам два концерта в Петербурге и три в Москве. Как режиссер поставлю в обоих городах по два спектакля.

    Поделиться