16.06.2004 03:00
    Поделиться

    Не всякую льготу заменишь деньгами

    Вступить в дискуссию о замене льгот денежными выплатами сейчас очень легко. Достаточно крикнуть: "Грабеж! Долой!" - и признание публики тебе обеспечено. Но это как раз тот случай, когда излишние эмоции и наигранный пафос сродни медвежьей услуге.

    Надо отталкиваться от реальности. А она такова, что в начале июля Госдума примет в первом чтении правительственные предложения о монетизации льгот. В этом нет сомнений. Поэтому нужно сосредоточиться на поправках к следующему обсуждению, которое намечено на начало августа. Как показывает практика, после второго чтения часто меняется даже концепция законопроекта - была бы на то политическая воля.

    Так что же нужно скорректировать к августу?

    Прежде всего надо оставить в покое наиболее заслуженные категории льготников - Героев Советского Союза, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жертв политических репрессий. К сожалению, этих людей становится все меньше и меньше. Не надо им портить настроение в преддверии 60-летия Победы. Пусть они продолжают пожизненно пользоваться всем, что сейчас им положено.

    Поставьте себя на место Героя Советского Союза. Сейчас он проходит мимо контролера метро, показав удостоверение. Со следующего года ему придется стоять в очереди в кассу за билетом, пропускать его через турникет - в общем, быть как все. Очень пожилым и действительно заслуженным людям с этим трудно примириться - обидно, даже если вместо льгот завалить их деньгами. На этом примере я хотел бы подчеркнуть, что социальные реформы не могут быть втиснуты только в финансовые расчеты. Без понимания психологии людей, их мотивации ничего путного не получится. На бумаге все гладко, а на деле мы получаем массовое недовольство, которое рано или поздно будет иметь тяжкие политические последствия.

    Вызывает недоумение предложение о передаче полностью в ведение регионов судьбы льгот ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий. Что касается двух последних групп, как я уже говорил, пусть они доживут свой век спокойно, как привыкли.

    Особый разговор о ветеранах труда. Это наиболее многочисленная и не сокращающаяся группа льготников. Ее предлагается "сбросить" на местные власти, но будут ли вдогонку переданы адекватные налоговые источники? Ведь звание "ветеран труда" присваивается за заслуги перед всем нашим обществом и государством, а не только перед регионом проживания. Если следовать предлагаемой логике, стоило бы передать регионам и исключительное право устанавливать критерии для присвоения звания "ветеран труда"?

    В сложной ситуации оказались инвалиды, особенно нетрудоспособные. Многие из них нуждаются в лекарствах и средствах реабилитации на очень приличные суммы. Предлагаемая уравниловка - всем инвалидам I группы по 900 рублей в месяц - явно ухудшит положение многих из них. Да, можно заявлять о том, что особо нуждающимся будут помогать через специальные программы. Но вот незадача: до 1 января 2005 года нужно собрать всю необходимую информацию по каждому такому льготнику по всей стране и свести ее в особый реестр. Успеют ли сделать все это за оставшиеся полгода? У меня большие сомнения, ведь пока к этой технически очень объемной работе еще не приступили. К тому же централизованная база данных должна быть очень подробной. Если человек просит у государства помощи, то оно вправе знать о нем многое. Например, состав семьи, доходы, заслуги, болезни. Социальный работник должен в доли секунды, набрав в компьютере фамилию, имя и отчество заявителя, определиться: имеет ли обратившийся право на государственную помощь (может, он из обеспеченной семьи) и на какую именно - с точностью до копейки. Вот тогда можно отказаться от предлагаемой уравниловки и выплатить не просто адресную, а действительно индивидуализированную по размеру денежную компенсацию.

    Снова поставим себя на место, например, онкологического больного. Куда ему обращаться после 1 января 2005 года для того, чтобы ему полностью компенсировали очень немалую стоимость необходимых лекарств? Даже если представить невозможное, что федеральный реестр самых нуждающихся успеют создать к сроку, то все равно на первых порах неизбежны многочисленные накладки. Вспомним пенсионные "письма счастья". Но на этот раз речь идет не о будущих пенсиях, а о выживании конкретных людей здесь и сейчас. Так, может быть (и это следующее мое предложение ко второму чтению), перенести монетизацию хотя бы на год, чтобы успеть как следует к ней подготовиться и не ущемить ни одного нынешнего льготника?

    Хорошо налаженный персонифицированный подход позволит наладить диалог с обществом. Любые опросы показывают, что предлагаемая реформа не воспринимается большинством людей. Укоренившийся за последние годы стереотип массового сознания подсказывает: опять обманут. Президент на недавней встрече с членами правительства при обсуждении монетизации поинтересовался: обсуждалось ли это предложение с общественными организациями. Ответ был утвердительным. Но несколько дней назад было опубликовано открытое письмо лидеров общественных организаций инвалидов в адрес главы государства, в котором заявлено о принципиальном несогласии с предложенным вариантом замены льгот. Так может быть, все-таки стоит продолжить обсуждения с общественностью, добиться ее согласия, а лишь потом менять жизнь десятков миллионов не самых обеспеченных и здоровых людей?

    Поделиться