16.06.2004 01:00
    Поделиться

    Сергей Лаврентьев: во всех лентах герои куда-то едут

    Директор международных программ "Кинотавра" о новых фильмах Старого Света

    - На "Кинотавре" представлены в основном фильмы из Центральной и Северной Европы. Это сознательный выбор?

    - Мы старались охватить весь континент, но с югом - Испанией и Италией - не получилось. Зато у нас есть фильмы из Восточной Европы. А тот крен, который вы заметили, объясняется просто: со скандинавами, к примеру, очень легко работать. Они люди четкие и идеально все организуют. В каждой из скандинавских стран есть институты, задача коих - пропаганда и распространение собственной культуры. Они хорошо финансируются, персонал очень квалифицированный, и на любой наш запрос мы тут же получаем ответ: этот фильм мы вам предоставим, этот - нет, а вот с этим нужно подождать недельку. И все происходит так, как обещано. А в других странах бывают сложности. Испанцы, к примеру, просят денег. А мы никогда не платим за участие в конкурсе.

    - Можно ли сказать, что в какой-то из европейских стран сейчас наблюдается бум кино?

    - Оживление пока заметно в Дании (поэтому у нас здесь две датские картины), в Норвегии. Кстати, норвежское кино сейчас стало более интересным, чем шведское, о котором мы все наслышаны, но чья слава, увы, осталась в прошлом. История кино похожа на забег на длинную дистанцию: то один вырвется вперед, то другой. Вот Финляндия тоже отстала: еще несколько лет назад там было очень интересное кино, а сейчас хороших фильмов меньше. Французы, хоть и самые большие антиамериканисты, но копируют голливудские приемы, делают большие коммерческие картины и теряют самобытность. Хорошее французское кино, на котором мы выросли, исчезает. А вот у немцев много интересного, и это какое-то новое немецкое кино. Молодых немецких режиссеров уже мало волнуют проблемы, которые заботили их отцов, и от этого появляются свежие, необычные подходы.

    - Каков общий уровень представленных на конкурсе картин?

    - Я бы так сказал: хороший средний. И это важно, потому что в российском кино этот уровень утрачен. Он, конечно, вернется, когда на должный уровень выйдет кинопрокат. Обещают, что до конца года в стране появится около 80 мультиплексов, в каждом - по нескольку залов, и прокат фильмов будет окупаться. И такие картины, как, скажем, "72 метра" (это как раз хороший средний уровень), получат неплохие шансы. Если бы большинство наших фильмов были такими же, то можно было бы говорить о том, что мы получили ту устойчивую планку, ниже которой в Европе кинематограф не опускается.

    - Какие заметные тенденции можно отметить в европейских картинах, показанных на фестивале?

    - Интересно, что практически во всех лентах герои куда-то едут. Причем едут далеко. А кино ведь как-то отражает процессы, которые идут в общественном сознании. И эти дальние поездки европейцев, по-моему, выдают некую психологическую неустойчивость, возможно, потерю иллюзии, что Европа - уголок стабильности, где все давно ухожено и друг к другу пригнано. Последние события показали, что это не так. И, похоже, людям хочется куда-то уехать, найти нечто подобное прежнему.

    - Что бы вы сами выделили из отобранных лент?

    - Мне нравится датская картина "Мясники в зеленом". Это "черная комедия", снятая на довольно скользком материале, но сделанная изящно. Нравятся чешский фильм "Скука в Брно", швейцарские картины "К югу от облаков" и "Ноябрь". И, пожалуй, польский фильм "Закрой глаза" - напоминание о том, "большом" польском кино, которое, как ни прискорбно, тоже исчезло...

    Олег Галицких

    Кстати

    Впервые за пятнадцатилетнюю историю "Кинотавра" судьба премий Российского кинофестиваля в Сочи решалась не открытым обсуждением, а тайным голосованием. Такая беспрецедентная акция была вызвана слишком большим жюри, в состав которого вошли 13 человек. Поняв, что обсуждать итоги они будут очень долго и сложно, договорились отдать свои голоса запечатанными в конвертах.

    Что в них, на момент подписания номера газеты, знал только один человек - председатель жюри, а в этом году эту роль на себя взял Марк Рудинштейн. Но по предварительным циркулирующим данным, главный приз "Кинотавра" получит фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры"; приз за лучшую мужскую роль - Александр Абдулов, сыгравший в картине Сергея Соловьева "О любви" чеховского героя Григория Смирнова, от лица которого идет повествование; а лучшей актрисой признают Полину Агурееву - за роль в фильме Сергея Урсуляка "Долгое прощание".

    Ирина Корнеева

    Поделиться