16.06.2004 00:58
    Поделиться

    Музыканту Сергею Курехину - 50 лет

    Первые упоминания о Курехине - в биографии группы "Аквариум", которой он отдал много лет: его порывистые и печальные импровизации звучат в альбоме "Электричество" (1980), его композиции расцвечивают "Треугольник", его псевдоэкзотические песнопения звучат в "Радио Африка" (1983). В альбоме "Табу" (1982) - более фундаментальные партии, здесь курехинское фортепиано сойдется в дуэте с саксофоном Игоря Бутмана. Непонятно, кто кого больше обогатил - "Аквариум" Курехина или наоборот. БГ со товарищи служили Сергею не только полигоном для экспериментов, но и опорой в этих опытах по освоению возможностей человеческого восприятия. Курехин платил регулярными и обильными поставками идей: представить себе "тот самый", взрослый и изощренный "Аквариум" начала 80-х без него невозможно. Курехин шутя помогал реализовывать свои идеи половине питерского рок-клуба: так, во многом благодаря его продюсерству "Энергия", дебютный альбом "Алисы", получился самым тонким и искусным в истории этой группы.

    В кругах неформальной молодежи даже было принято считать, что меру советской свободы определял "Аквариум". В 1987 году замерев ждали, пустят в эфир долгожданный "Музыкальный ринг" с БГ и компанией или нет. Говорят также, что еще более массивный гвоздь гласности в гроб советской цензуры забил Курехин. Вскоре после "Аквариума" в передаче Тамары Максимовой показали выступление его "Поп-механики". Стало ясно, что против этих людей не подействуют даже те аргументы, которыми дежурящие на этой программе парткомовцы пытались сокрушить "Аквариум": когда на фоне авангардного инструментального визга музыкант блеет и падает оземь - тут уж не до придирок к внешнему виду. А после обнародования теории двух Сергеев - Курехина и Шолохова - о грибе Ильиче в редакцию программы "Тихий дом" пошли письма граждан, требовавших призвать обоих к ответу. "Поп-механика" была единственным коллективом, суть и назначение которого полностью объяснялись его названием. Это был проект, в котором могли сойтись Гребенщиков и братья Летовы, Виктор Цой и заезжие туристы из Англии. "Поп-механика" подключала к действию всех, кто находился в зоне видимости: одни трубили, другие прыгали на полусогнутых, все наслаждались своей сопричастностью процессу. Балансируя в своих теориях на грани шизофрении, с непроницаемо серьезным лицом, он всю жизнь испытывал границы желторотого людского доверия и того, что называется словом "дозволенное".

    Кинокомпозитор и киноактер, инструменталист и импровизатор, автор десятков альбомов и программ, мега-VIP русского рока, городской сумасшедший и умница - все в нем умещалось. Он умер в 1996 году от редкого заболевания - саркомы сердца. На следующий год был организован SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival). Сейчас он перерос в международное явление - помимо Москвы и Петербурга курехинские фестивали ежегодно проходят в Берлине, Амстердаме и Нью-Йорке. О нем с почтением говорят музыканты Kraftwerk и фриджазовый кумир Джон Зорн, ему поклоняются молодые, только что из подвалов, рокеры и посвящает свои концерты-приношения Kronos Quartet.

    Поделиться