В Белграде начались судебные слушания на процессе по делу Милорада Улемека (он же "Лукович", он же "Легия"), бывшего командира подразделения по специальным операциям "красные береты", которого власти Сербии обвиняют в организации убийства премьер-министра республики Зорана Джинджича в марте прошлого года и связях с так называемой земунской преступной группировкой.
В сербской столице уже идет, хотя и сложно, судебный процесс в отношении бывших подчиненных "Легии". Так, его бывшего зама Звездана Йовановича обвиняют в исполнении убийства. Но суду не хватает доказательств вины обвиняемых, которые, как рассчитывали, можно получить только от Улемека-Луковича.
На первом допросе в понедельник "Легия", добровольно сдавшийся полиции еще 2 мая, категорически отверг свою причастность, как и бывших своих подчиненных, к убийству премьера и других лиц, а также к актам терроризма. Выдвинутые обвинения он назвал политическими интригами. Отвечая на вопросы суда о своей роли в событиях между октябрем 2000 года, когда оппозиция во главе с Джинджичем пришла к власти, и мартом 2003 года (убийство премьера), он сообщил ряд сведений, бросающих тень на покойного премьера и его окружение.
Прежде всего главарям земунского клана Душану Спасоевичу-Шиптару, Миле Луковичу-Куму, с которыми демократические власти в начале своего правления установили деловые отношения (оба обвинены в заговоре, а потом убиты якобы в перестрелке с полицией) было обеспечено специальное обучение в Институте безопасности в Белграде для проведения спецопераций на Западе. Кроме того, по словам "Легии", тогдашний вице-премьер и один из замов Джинджича в Демпартии Чедомир Йованович предложил ему от лица "государственного руководства" переправить через границу Сербии 700 килограммов героина, захваченного на границе с Болгарией еще в 1996 году и хранившегося в сейфах Коммерческого банка. По словам "Легии", распространение героина в странах Запада, как ему объяснили, стало бы местью НАТО за бомбардировки Югославии. Мол, они на нас бомбы, а мы им наркотики. Это убедило "Легию", он согласился. И вместе с подчиненными выполнил задачу: героин (его вес возрос до тонны, так как порошок был дополнительно разбавлен дешевой субстанцией) был лично доставлен им в Боснию и Герцеговину, Хорватию и Румынию. Улемек назвал много фамилий людей, близких к правительству Джинджича и будто бы имевших отношение к этому наркобизнесу.
Правда, все, кто фигурировал в показаниях "Легии", официально опровергли его высказывания. Однако многие ответственные лица в Сербии по горячим следам заявлений "Легии" отмечают, что наконец-то в суде прозвучало то, о чем давно говорилось шепотом или полунамеками - о связях бывшего правительства с организованной преступностью. Видимо, в процессе по делу об убийстве Джинджича не раз еще всплывут любопытные данные.