Главной темой обсуждения стал проект Конституции ЕС, разработанный так называемым европейским конвентом под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д Эстена. Основной закон собирались одобрить еще в конце прошлого года на Межправительственной конференции в Риме, однако этого не позволили сделать прежде всего Испания и Польша. Их не устраивало то, как Евросоюз намеревался принимать решения. До сих пор в союзе действует "пакетный принцип". В соответствии с ним каждое государство - член ЕС располагает определенным количеством голосов, которое пропорционально числу его населения. "Малые" страны высказали опасения, что при такой системе голосования роль первой скрипки при принятии решений будут играть несколько крупных европейских держав, которым к тому же легко договориться между собой.
Ирландия, председательствующая в ЕС с 1 января нынешнего года, внесла компромиссное предложение: решения ЕС следует принимать с учетом количества стран и численности их населения. Например, вердикт, если за него проголосует не менее 55 процентов государств - членов ЕС, в которых в общей сложности проживает 65 процентов всех жителей союза. Чтобы заблокировать решение, достаточно четырех государств с 15 процентами населения ЕС.
Но у крупных держав - а это прежде всего Германия, Франция и Великобритания - свои интересы. Они не намерены подчиняться воли большинства. Поэтому они требуют сохранить принцип единогласия при принятии наиболее важных решений в сфере внешней политики, обороны и бюджета. Но и это - палка о двух концах. Ведь в таком случае любой, даже самый крохотный член ЕС будет вправе заблокировать любое решение союза. В европейских столицах не исключают паралича Евросоюза в его расширенном составе.
Как выйти из тупика - никто толком не знает. В ряде стран ЕС раздаются даже требования вообще отложить принятие европейской Конституции до греческих календ. Однако большинство настаивает на скорейшем одобрении "Основного закона" ЕС. Удается ли выработать общую линию в Брюсселе? Оптимисты уверяют, что да.
Другой острый вопрос повестки дня брюссельской встречи в верхах - кандидатура на пост председателя Европейской комиссии ЕС. Дело в том, что Пятилетний срок полномочий нынешнего председателя Еврокомиссии итальянца Романо Проди истекает в конце октября этого года.
До недавнего времени наиболее приемлемой кандидатурой считался премьер-министр крохотного Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Однако на только что состоявшихся выборах в палату депутатов "великого герцегства" либеральная партия премьера к его радости победила. И Юнкер заявил, что свое премьерское кресло в родном Люксембурге на брюссельское не променяет.
Всплыла кандидатура австрийского федерального канцлера Вольфганга Шюсселя. Сам он не против перебраться из Вены в Брюссель. Но в европейских столицах к нему относятся с подозрением из-за союза его народной партии с ультраправыми австрийскими националистами. Вызывают отторжение у части членов ЕС и другие кандидатуры. Действительно, угодить всем 25 европейским столицам трудно.
Почувствовав себя незаменимым, Романо Проди предупредил, что вряд ли на нынешней встрече в верхах ЕС ему будет найден достойный преемник. И, как вариант, предложил свою кандидатуру на второй срок.