Самый первый Московский кинофестиваль открылся 21 февраля 1935 года в кинотеатре "Ударник". Правда, он назывался "Советский кинофестиваль в Москве", но был международным - фильмы прислали 19 стран. Это был второй фестиваль в мире - первым и до него единственным был Венецианский, стартовавший тремя годами раньше. В жюри участвовали Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, француз Андре Дебри. Главный приз присудили киностудии "Ленфильм" за "Юность Максима", "Крестьян" и "Чапаева". Вторая премия ушла к Рене Клеру за сатирическую комедию "Последний миллиардер", третья - Уолту Диснею за "Три поросенка". Таким образом, Московский фестиваль стал первым, где рассматривали мультипликацию наравне с "большим" кино. Дипломом наградили австрийскую комедию "Петер" с Франческой Гааль, которая немедленно стала любимицей многих поколений наших зрителей. Лучшим актером был назван Чарльз Лаутон в "Частной жизни Генриха VIII".
Это был фестиваль надежд: показалось, что советские экраны наконец открываются для мирового кино. Но уже вплотную подступал 1937-й, а там и война. Поэтому продолжение фестиваль получил только в 1959-м. Уже не было Сталина, уже возникали новые надежды - на хрущевскую "оттепель". Но и семья международных киносмотров выросла: уже существовали конкурсы в Канне, Западном Берлине, Карловых Варах, Локарно. Нужно было искать "свое лицо" - им стала гигантомания. Фильмы крутили в десятках кинотеатров. У каждого царил невиданный ажиотаж: фестиваль стал форточкой в запретное кино, которую открывали раз в два года и только на две недели. Абонементы стали самой ценной валютой: ими обменивались, их втридорога перекупали. Вскоре к главному конкурсу прибавились еще два - детского и документального кино - в одном фестивале угнездилось три.
Гостей ММКФ укачивало от экскурсий на заводы и в колхозы, от путешествий по Москве-реке и в Ленинград. Гостей было много: звезды с интересом ездили в наглухо запаянную страну посмотреть, что это за диковина. Их кормили блинами, накачивали икрой и водкой, и они уезжали в восторге от энтузиазма московской публики. В нашем конкурсе участвовали лучшие мастера: в числе лауреатов ММКФ Феллини, Синдо, Сабо, Креймер, Вайда, Бардем, Рози... И год от года росло число стран-участников: уже к 1970-му оно перевалило за сотню. Фестиваль приобрел репутацию самого массового и невзыскательного в мире.
На "втором первом" фестивале Главный приз получила "Судьба человека" Сергея Бондарчука. Но когда на 3-м председателю жюри Григорию Чухраю удалось с риском для карьеры отбить главный приз у плохого советского фильма "Знакомьтесь, Балуев" в пользу гениального итальянского "Восемь с половиной", власти задумались о том, как предотвратить такое своеволие в дальнейшем. И в дальнейшем на ММКФ были три Золотых приза: первый давали советскому фильму, другой - социалистам, третий отваливали прогрессивному капиталисту. Общее число призов вплотную приблизилось к числу фильмов-участников.
Идейное обеспечение фестиваля гарантировал девиз "За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами".
Что представлено на конкурсе
На этот раз в основном конкурсе ММКФ собраны, как положено на фестивалях класса А, не засвеченные в мире фильмы. По примеру Берлина и Канна Москва решила не скромничать и выдвинула на конкурс сразу три с половиной российских фильма - "Время жатвы" Марины Разбежкиной, "Свои" Дмитрия Месхиева, "Папа" Владимира Машкова и "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева (совместно с Азербайджаном). Судить их будет жюри под председательством Алана Паркера ("Полуночный экспресс", "Пинк Флойд: Стена", "Эвита"). В составе жюри киновед и продюсер Армен Медведев, немецкая актриса Барбара Зукова ("М. Баттерфляй"), президент Европейской киноакадемии Юмбер Бальсан, польский актер и режиссер Ежи Штур ("Любовные истории") и писатель Борис Акунин.
А главным событием ММКФ, надо думать, станет приезд великой Мерил Стрип и вручение ей премии имени Станиславского аккурат ко дню ее рождения.