Жертве чудом удалось выбраться из могилы

Не золотой песок

Подруга позвонила матери Алексея Уликина вечером. Сказала, что у сына неприятности: Лешу закопал его же начальник. Без подробностей - все позади, сын скоро приедет домой. Здоров, ну и слава богу, подумала Любовь Александровна, представив себе излюбленную ребячью забаву на летних песчаных пляжах: какого-нибудь загорелого добровольца зарывают в горячий песок, оставляя снаружи только голову.

Мать и в страшном сне не могла представить, каким же на самом деле чудовищным истязаниям подвергся ее Алеша. Узнав на следующий день все страшные детали происшествия от следователей Ленинского РУВД Челябинска, пришла в ужас. После услышанного пять дней пролежала в лежку: у женщины поднялась температура, отнялся позвоночник, открылось кровотечение.

7 лет назад в семье Уликиных умер отец. На попечении матери остались два сына. Но поскольку на одну материнскую зарплату никак не проживешь, оба, помимо учебы, старались подрабатывать. Алексей устроился кладовщиком к частному предпринимателю Ивану Рогатову.

- Материально было тяжело, - рассказывает Любовь Александровна. - А торговля у Рогатова расширялась, и тот предложил через знакомых должность кладовщика. Алеша рос без отца, поэтому хотелось пристроить его к порядочному мужчине, и вроде бы Рогатов подходил на эту роль. Алексей проработал у него 2,5 месяца. Но это материальное благополучие вот как обошлось...

За три дня до трагического происшествия Алексей вместе с товароведом отправился в Екатеринбург. Фирма Рогатова занималась поставками сантехники. Товар закупали в Екатеринбурге каждую неделю, вот и в этот раз отправились в соседний город на грузопассажирской "газели". Деньги на закупку товара - 100 тысяч рублей - были у товароведа, Алексей поехал за компанию, посмотреть город. Отчего бы не поехать: подобные путешествия с солидной наличностью совершались регулярно и всегда без всякой охраны.

Уже в самом Екатеринбурге машину компаньонов странно повело. Вышли: оказалось, проколоты оба задних колеса. В этот момент сзади резко затормозила "четверка". Трое накачанных хлопцев силой приказали выйти за кузов и, как всегда бывает в этой стандартной криминальной комбинации, начали брать на испуг: "Вы на трассе машину задели и помяли!" Пока разбирались, что к чему, деньги из салона "газели" бесследно исчезли. О происшедшем челябинцы тут же заявили в Ленинское РУВД Екатеринбурга.

Шашлычок в награду

Алексей Уликин из числа тех надежных, добропорядочных парней, по которым вздыхают многие девчонки. Стройный, высокий, никогда не пил и не курил. Учится в торгово-экономическом колледже на одни пятерки и четверки, но и современных веяний не чужд. Стены в комнате разрисованы а-ля граффити, в углу - электронная гитара с синтезатором. У Алексея высокая мечта - создать собственную рок-группу. Открытый и искренний парень, он не зажимается, сразу же с охотой идет на контакт, вот и о страшных событиях недавних дней рассказывает без стеснения, со всеми подробностями, до мелочей прописывая свои переживания и ощущения.

- Работали как одна команда, ни в каких просьбах ему не отказывали, - рассказывает Алексей. - Дважды вместе ездили на шашлыки. Правда, приглашение на пикник было странным: когда нам уже пора домой, Рогатов привезет замаринованное мясо и просит выполнить еще какую-нибудь работу. Получается, что шашлык надо отработать и никуда тут не денешься. Вообще он всегда тщательно продумывал свою работу, как лучше поставить товар, как выгоднее его продать. Наобум что-то делать не будет. Расчетливый.

Приговор на диктофоне

Расчет был точным и на этот раз. Известие о пропавших деньгах Рогатов воспринял хладнокровно, без эмоций, а объектом расправы - слабым звеном стал младший из парней, 17-летний Алексей. Видимо, Рогатов считал, что молодого будет проще расколоть. "Я вам не верю!" - это была единственная фраза, произнесенная предпринимателем, когда ограбленные парни вернулись из Екатеринбурга. После скупого обмена репликами прошло два дня. Вечером в субботу состоялся новый разговор с Рогатовым. Алексей в подробностях описал все происшедшее в Екатеринбурге, в ответ - вроде бы все нормально, без претензий. Рогатов предложил выйти на работу в воскресенье - помочь его другу с переездом и перевозкой вещей. Как раз накануне Алексей получил в конторе первую полноценную зарплату, на нее полностью обновил свою одежду. "Как на похороны оделся во все новое", - мрачно шутит Алексей, описывая дальнейшие события.

- Мы и так без выходных работали, но ладно, вышли утром, - вспоминает Алексей. - У поселка Сухомесово, как только машина свернула с асфальта на земляную дорогу, к нам подсели еще двое человек. Проехали в глубь леса метров 50. Рогатов вдруг скомандовал: "Давайте, вяжите его!" Мне замотали руки скотчем за спиной. Замотали ноги в коленях, заклеили рот и потащили. Яма глубиной метра два уже была готова и прикрыта ветками. Меня кинули в яму, я попытался встать на ноги, но Рогатов спрыгнул вниз и "помог" прилечь. Я не помню, кричал я или не кричал, да и кричать, когда рот заклеен, бесполезно.

Рогатов скомандовал: "Закапывайте!", и помощники принялись забрасывать свою жертву раскисшей глинистой землей. В полулежачем положении, с запрокинутой назад головой, Алексея сперва закопали по подбородок. Рогатов снова спрыгнул в яму и стал требовать деньги, выпытывать, кто к этому причастен.

- Мне это незачем! - отвечал Алексей. - Мне, студенту, потом нормальную работу было бы не найти, так зачем я стал бы портить свое будущее.

- Раз ты не хочешь идти на контакт, закапывайте, - распорядился Рогатов. - Не рассказываешь ты, сейчас также закопаем твоего брата, товароведа. Три могилы - не проблема. Вот и останешься тут лежать. Сейчас мы вставим тебе трубку в рот, а помрешь не помрешь, пока мы остальных привезем, твои проблемы.

Все переговоры со своей жертвой душегуб записывал на диктофон, видимо, чтоб сделанной записью припугнуть товароведа. Но позднее магнитофонная лента стала главным доказательством совершенных истязаний. Второй раз Алексея закопали уже с головой.

- Я уже ничего не видел, - вспоминает Алексей. - Все лицо было под землей. Дышал только благодаря свободному пространству, которое осталось под носом. С минуту я был под землей, потом Рогатов рукой очистил лицо от земляной жижи. И снова давай расспрашивать: "Говори, где деньги, пока я здесь, мне особо разговаривать с тобой неохота!" Так меня раскапывали и закапывали три или четыре раза. Земля была и так тяжелая, глинистая, размокшая от дождя, да еще Рогатов по мне прыгал, трамбовал. Я начал задыхаться, подумал, что все, уже конец. В общем, я вспомнил Бога...

Знатоки Конституции

Братская могила должна была появиться в лесопосадке, близ поселка Сухомесово. На счастье Алексея, как раз в этом месте сельские жители пасут свой скот. Вот и в воскресенье, несмотря на дождливую погоду, сухомесовский пастух вел на пастбище коров и овец. Копавшаяся в земле троица удивила его и вызвала подозрение: в ответ на расспросы пастуха могильщики предложили сделать шашлычок из барашка, а то и из самого хозяина. Перепуганный мужчина прибежал в деревню и позвал на помощь соседей. Первой к месту захоронения прибежала женщина. Увидев торчавшую из-под земли трубку, из которой раздавались приглушенные всхлипы, она начала разгребать землю и наткнулась на живое человеческое лицо. С истошным криком женщина бросилась в деревню. "Ох, и страху-то мы натерпелись!" - рассказывали потом журналистам местные жители.

Сотрудник вневедомственной охраны РУВД Ленинского района Александр Некрасов наудачу оказался соседом испуганного пастуха. Прибежав в лес с группой сухомесовских мужиков, он даже еще не подозревал о могильной жути. Но когда трое неизвестных побежали врассыпную, в голове у милиционера сработало автоматически: "Раз бегут, значит, что-то неладное". Главаря банды землекопов - предпринимателя Рогатова удалось догнать, задержать. Тут помогли местные жители: не разобравшись, что к чему, хорошенько помяли бока и самому Рогатову, и его "двенадцатой" вазовской модели: поначалу подумали, что злоумышленники позарились на чужой скот. Бизнесмена отправили в отделение милиции, чуть позднее был задержан и второй душегуб. Оба преступника оказались юридически подкованными и, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ, наотрез отказались давать показания против себя.

Спасение

Тем временем к лесному погребению сбежались местные жители, приехала группа немедленного реагирования РУВД Ленинского района Челябинска. Кто лопатами, кто руками - начали выгребать землю из глубокой ямы. Освободили пленника до уровня колен, дальше копать было невозможно: во-первых, размокшая земля сильно спрессовалась, во-вторых, во время раскопок приходилось стоять буквально на ногах мученика. Выручили приехавшие на место происшествия эмчеэсники: с помощью веревочной петли несчастного Алексея вытащили на божий свет.

- Мне просто невероятно повезло, - говорит Алексей. - Если бы эти трое уехали за товароведом и люди в этот момент не проходили мимо, я бы просто не выжил. Я задыхался. Потом, хоть и под землей, меня начало колотить. А когда откопали, я весь дрожал от холода и пережитого шока.

Первым делом замученного парня привезли в близлежащую больницу. Там отмыли от грязи и поставили диагноз: переохлаждение и шок. "Пятнадцать лет работаю, а такое на моей памяти впервые", - сказала врач скорой помощи."Это настолько дико, что даже в голове не укладывается. Даже живую собаку закопать не каждый сможет, а это - человека. Видимо, жадность и любовь к деньгам задавили в нем все человеческое", - плачет Любовь Александровна.

Компетентно

- Работаю в милиции с 75-го года, но не помню таких изощренных расправ, - говорит начальник следственного отдела РУВД Ленинского района Наталья Юсупова. - Такой дерзости и дикости у нас никогда не было. И хотя дело возбуждено по статье 163, части 2 "Вымогательство" (наказывается лишением свободы от 3 до 7 лет), с квалификацией еще не все понятно. Большую силу, скорее всего, будет иметь статья 117, часть 2: это истязания, причинение физических и психических страданий путем насильственных действий, если это влечет последствия, сопряженные с вредом здоровью, с применением пытки. Это тоже от 3 до 7 лет лишения свободы. Но, возможно, это будет и покушение на убийство, тогда за дело возьмется прокуратура.