В Верхневолжье начали чистить водоемы, и в первую очередь великую русскую реку.
При этом со дна поднимают не только многие кубометры топляка – бревен, затонувших во время сплава, но и десятки затопленных судов, дебаркадеров, понтонов. Проводимая очистка связана не только с улучшением эстетического вида водоемов. Речь идет о качестве воды. Ведь кроме того, что корпуса плавсредств загрязняют воды окислами железа, в них попросту могут находиться опасные токсичные грузы. Для владельцев же судов высокая стоимость работ по поднятию «утопленников» и их утилизации зачастую просто не по карману.
Масштабные работы по очистке русла реки Волги с использованием мощной спецтехники ведутся в Ивановской области. Например, единственный на всю Волгу уникальный ярославский 350-тонный плавкран «Могучий», приглашенный сюда, поднял с начала нынешней навигации уже 11 затопленных ивановских судов.
Более двадцати затонувших судов лежат на дне водоемов Вологодчины – паромы, баржи, плавучие краны и понтонные переправы. Многие из них, принадлежавшие когда-то местным предприятиям, на сегодня являются практически бесхозными. Но именно это и стало камнем преткновения в разрешении проблемы очистки вод.
– Заставить поднять затопленные суда глав администраций районов мы не можем, – утверждает межрайонный природоохранный прокурор по Вологодской области Светлана Павленко. – Если из судна вылился мазут или другие вещества, то мы привлекаем сотрудников ГО и ЧС, другие органы безопасности, чтобы локализовать очаг. Однако если судно будет поднято, например, при участии местных органов власти, то потом может объявиться его хозяин и потребовать компенсации. Вот почему для правового разрешения этой двоякой ситуации требуется решение суда. Мы не раз уже писали представления на то, что бассейновое управление должно заниматься этой проблемой. В ответ получаем отписки такого содержания: если затопленные суда не стоят на фарватере, не мешают судовому ходу и в них нет нефти или других подобных веществ, то все нормально. В действительности же загрязнение воды продолжается: металл ржавеет, дерево разлагается. Бассейновое управление должно принимать меры в любом случае. В течение года мы будем обязывать их ставить затопленные суда на учет и поднимать.
В настоящее время МПР РФ формирует перечень первоочередных мероприятий на 2005 – 2010 годы по очистке акватории Волги от затонувших плавсредств. Именно в этом суть подпрограммы «Возрождение Волги», входящей в федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы». Финансирование работ будет осуществляться из федерального бюджета с привлечением средств инвесторов. ГУПРы верхневолжских областей уже направили свои предложения в столицу.
– На ярославском участке Волги находится 33 затопленных или полузатопленных плавсредства, – пояснил корреспонденту «РГ» заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Ярославской области, руководитель водной службы Михаил Шишов. – В эту навигацию подъемом занимаются только собственники плавсредств. Мы же в рамках «Возрождения Волги» на 2005 год запросили 16,5 миллиона рублей из федерального бюджета. В первую очередь собираемся поднять шесть барж и корпус теплохода. Четыре плавсредства находятся в Волге, три – в Рыбинском водохранилище.
Сколько денег поступит в регионы, станет известно в начале 2005 года.