Новости

21.06.2004 06:10
Рубрика: Культура

Встретимся у фонтана

Дружба народов на ВВЦ перестает бить фонтаном. Она становится бизнесом для стран СНГ

Напротив, хозяева крайне озабочены. "Нынешний сезон для фонтана, судя по всему, последний. Его несущие стальные и железобетонные конструкции настолько изношены, что дальнейшая эксплуатация становится опасной", - объяснил корреспонденту "РГ" директор управления технической эксплуатации ГАО ВВЦ Александр Егоров.

Поверить в услышанное так же трудно, как, скажем, представить Москву без ВДНХ. Это ведь лишь в начале 90-х, превратившуюся в барахолку, ее начали иронически называть "выставкой не наших достижений". До этого же посетителей привлекали не только и не столько товары в павильонах, которых не было в магазинах. Все здесь - архитектура, парки, цветники было прообразом города будущего, побывав в котором человек должен был поверить: "И у нас когда-нибудь будет так же". Судя по тому, как рвался туда народ - по 10 миллионов посетителей в год, ВДНХ со своей ролью успешно справлялась. Да и в самом деле, где еще в семи километрах от Кремля можно было послушать пение соловьев, сидя вдвоем на лавочке в зарослях черемухи? Или взлететь над столицей в яркий солнечный день в корзинке самого высокого в городе "чертова колеса"? Но что бы ни вело посетителей на ВДНХ, никто не обходил стороной фонтан "Дружба народов". Хоть и не единственный (кроме него на территории выставки еще одиннадцать фонтанов), он всегда считался здесь самым красивым.

И не зря! Живы еще люди, которые помнят, как его мощные струи - по 1000 литров воды в секунду, на высоте 22 метра то сплетались в изумительный шар, то развертывались чудесным веером... Шестнадцать водяных фигур сменяли друг друга на глазах у изумленной публики. Но самое интересное происходило по вечерам, когда медленно загорались и медленно гасли около тысячи разноцветных ламп. Окрашенные во все цвета радуги струи падали на стекло, под которым стоял прожектор. "Брызги, которыми они разбивались, походили на сказочный костер", - вспоминает Егоров запечатлевшуюся с детства картинку.

Если присмотреться внимательнее, то станет заметно, что киргизка клонится направо, армянка - вперед, а латышка - налево.

Многолюдно у фонтана "Дружба народов" и сегодня. Мы убедились в этом, отправившись с фотокорреспондентом "РГ" Сергеем Куксиным на ВВЦ в обычный рабочий день. Застенчивый парень, с которым мы там познакомились, рассказал, что приехал в Москву из Краснодара, хочет восстановиться в МЭИ, откуда его отчислили за академическую неуспеваемость. К фонтану пришел набраться решимости перед походом к ректору. Пятилетний Валерик Ермолович увлеченно кормил чуть не из рук булкой уток. Его мама с сестрой Ириной тем временем дружно вспоминали, как бегали сюда на свидания. "Это единственное место в Москве, где можно почувствовать себя снова в СССР", - поделились своими ощущениями молодые женщины. И правда, так и кажется, что вот сейчас выйдут из-за поворота пырьевские свинарка Глаша Новикова и пастух из Дагестана Мусаиб Гатуев, нашедшие когда-то здесь свое счастье.

В общем, все как было и десять, и двадцать, и пятьдесят лет тому назад. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле обманчива даже безмятежность красавиц в национальных одеждах, окружающих чашу (говорят, сусальным золотом статуи, олицетворяющие тогда еще 16 сестер-республик вместе с Карело-Финской, входящих в СССР, покрыли по предложению Берии). Если присмотреться внимательнее, то станет заметно, что киргизка клонится направо, армянка - вперед, а латышка - налево. Дело в том, что бетонные основания, на которых стоят скульптуры, раскрошились. Уклон каждой из них достиг примерно двух сантиметров на метр. Вот и пошли бабы вразброд, как и пятнадцать лет назад республики, которые они здесь представляли.

Но в самом qнаходится сноп колосьев в центре чаши, из которого бьют струи. Из-за того, что он может в любой момент рухнуть, обслуживающему персоналу недавно запретили входить внутрь. Но в помещении под бассейном фонтана корреспондентам "РГ" все-таки позволили побывать. Спустившись вниз по крутой металлической лестнице, мы попали... под дождь. Откуда же он здесь, под землей? "Сноп прогнил. От водослива остались лишь клочья. А новый сделать можно, лишь разобрав всю конструкцию", - объяснил начальник службы водопровода Василий Винокуров.

То, что фонтан "Дружба народов" находится в критическом состоянии, стало ясно еще в 2000 году. Серьезная утечка воды - по 150 кубометров в сутки, обнаружившаяся тогда, напугала руководство ВВЦ тем, что подмоет фундаменты соседних зданий. Обратились за помощью в Управление охраны памятников города Москвы, поскольку, начиная с 1992 года фонтан "Дружба народов" включен в число памятников истории и культуры федерального значения. Заключение специалистов оказалось категоричным: металлические конструкции снопа и переплеты световых фонарей для дальнейшей эксплуатации непригодны. "Для нас это означает одно - пора латаний прошла. Коррозия как раковая опухоль распространяется все дальше, - говорит Егоров.

Впрочем, есть чертежи фонтана, есть фотографии. Значит, ничто не мешает восстановить его заново. И сделать даже лучше прежнего. Заменить, например, металл на пластик. Лампы накаливания - современными светильниками. Нет лишь денег. Бюджетные заявки на выделение средств, необходимых для восстановления памятника федерального значения, ГАО ВВЦ ежегодно направляет в Министерство культуры РФ. Вот и на будущий год попросили 43 миллиона рублей для того, чтобы хотя бы заказать проектную документацию. Получить их, честно говоря, мало надеются. "Россия - кладбище культурного наследия нашей страны, - комментирует ситуацию директор Института искусствознания Алексей Комеч. - Но как винить в этом министерство культуры, если на поддержание всех памятников в стране у него имеется 15 миллионов долларов в год?" На фонтан "Дружба народов" нужно чуть-чуть поменьше - примерно 13 миллионов долларов.

А почему бы ВВЦ самому не заработать на реконструкцию фонтана? - невольно напрашивается вопрос. Сдаются же здесь в аренду и территория, и павильоны. "Это только кажется, что деньги мы гребем лопатой, - сказал в ответ корреспонденту "РГ" руководитель ГАО ВВЦ Магомет Мусаев. - Но из 236 гектаров территории ВВЦ в коммерческом обороте находится лишь 39 гектаров, остальная земля занята тоже памятниками культуры. У большинства из них износ также близок к 100 процентам. Поэтому весь годовой доход комплекса - чуть больше тех самых нужных на реконструкцию фонтана 400 миллионов рублей". "Мы, конечно же, могли бы поставить под реликтовыми елками столики с бутербродами и пивом и начать зарабатывать деньги, но, слава богу, это пройденный этап", - продолжает он. Спасение выставочного центра, убежден он, состоит в возвращении к основному предназначению - выставочной деятельности, которая в России находится в зачаточном состоянии. Хотя, как показывает мировой опыт, это сегодня один из наиболее выгодных видов бизнеса, где вложенный доллар дает семь долларов прибыли.

Некоторые страны СНГ уже осознали это и возвращаются в расположенные вокруг фонтана "Дружба народов" павильоны ВВЦ. Не для того, чтобы, как раньше, оформить свою парадную витрину. Они надеются, что открытие деловых центров поможет им в продвижении товаров на рынок. В павильоне "Армения", например, уже можно, попробовав фирменного коньячка, закупить партию, не боясь самопала. Ждут покупателей и армянские моторы, текстиль, обувь... Близки к открытию павильонов Грузия, Узбекистан, Киргизия... Но будут ли они вкладывать деньги в обустройство ВВЦ, возрождение того же фонтана, продержавшегося до их возвращения? Придет ли на смену шашлычникам серьезный крупный капитал, который поможет привести в порядок имеющееся имущество и построить современные выставочные павильоны, чтобы Россия смогла принимать самые престижные международные выставки?

Магомет Мусаев считает, что зависит это прежде всего от хозяина, которым здесь является государство: 70 процентов пакета акций ГАО ВВЦ находится в федеральной собственности, 30 процентов - в собственности Москвы. Значит, федеральному центру вместе с Москвой и решать, как возродить город будущего, не дать ему кануть в Лету. И нужны-то для этого не деньги, а общая программа действий. Но власти, увы, не торопятся. А потому жизнь на ВВЦ продолжает идти по временной схеме: с каждым из арендаторов договор заключается лишь на год. И так из года в год. Но скажите, какой же дурак будет вкладывать деньги, не будучи уверенным, что завтра его не погонят?

Между тем проект развития, подготовленный лучшими международными специалистами в области выставочной деятельности, давно ждет своего часа. Его разработали, когда Россия боролась за право стать хозяйкой ЭКСПО-2010. Ну ладно, выставку проиграли, а программу-то, одобренную двумя правительствами - России и Франции, зачем класть на полку? А может, не дожидаясь никого, сбросимся и спасем фонтан? Как возродили, например, общими силами храм Христа Спасителя? Или будем действовать по Козьме Пруткову, сказавшему: "Если у тебя есть фонтан, заткни его".

Культура Арт Архитектура ЦФО