Инициатива об объявлении Балтийского моря особо уязвимым районом принадлежала так называемой Хельсинкской группе, которая является комитетом Международной морской организации. Несмотря на то, что ранее Россия отказалась поддержать это решение, вчера премьер-министр Михаил Фрадков "вооружился достаточными аргументами, чтобы вести дискуссию на равных".
- Наша страна участвует во всех многосторонних соглашениях по обеспечению безопасности судоходства, это касается и решений по использованию однокорпусных танкеров, - сказал глава российского правительства. - Таких танкеров в России единицы и их вывод будет осуществлен строго в соответствии с требованиями и в установленные сроки.
Кстати, российский премьер "порадовал" 10 своих коллег по СГБМ тем, что однокорпусные танкеры на Балтике Россия уже не использует.
После принятия решения об обеспечении безопасности судоходства одиннадцать глав правительства обсудили и дальнейшую судьбу своей организации. По сути вопрос о закрытии СГБМ не ставился. Тем не менее в связи с расширением Евросоюза возможно изменение формата, в каком предстоит теперь работать странам Балтийского моря. "Расширение ЕС не означает сужение регионального сотрудничества, - заявил эстонский премьер. - Наоборот, мы должны расширить региональное сотрудничество и поддержать экономические проекты". Определять новые приоритеты теперь предстоит не Эстонии. Председательство этой страны на следующий год переходит к Польше: "Наше председательство начинается в ответственный момент - во время расширения НАТО и ЕС", - заметил глава польского правительства. При этом он заверил всех присутствующих в том, что "СГБМ не будет делать помпезных заявлений, а будет заниматься конкретными делами".
Впрочем, вчера главным действующим лицом скорее были не бывший и будущий председатели, а глава российского правительства Михаил Фрадков. Журналисты интересовались у премьера, почему он не принял приглашение своего эстонского коллеги, которое было передано еще месяц назад. "Так вопрос не стоял", - жестко заметил Фрадков. Вчера, по его словам, главам правительств двух государств удалось подробно обсудить многие вопросы, а часть из них было спровоцировано на широкое обсуждение в СГБМ.
Несмотря на то, что не планировалась у российского премьера и встреча с главой латвийского правительства, им все же удалось поговорить. Обсуждали коллеги уже известные проблемы, связанные с положением русскоязычного населения в Эстонии и Латвии. "Мы в состоянии найти решение по всем чувствительным вопросам, если будем руководствоваться доброй волей и соблюдать требования, прописанные международными организациями", - сказал российский премьер. В свою очередь глава эстонского правительства заметил, что самое главное - "это личный контакт". "Когда мы говорим, то исчезают лозунги и мне жаль, что мы не смогли встретиться официально", - с явным сожалением в заключение сказал эстонский премьер.