Положение - это список задач того или иного ведомства и набор полномочий, с помощью которых ведомство намерено эти задачи решать.
С выходом этих документов реформированные министерства, агентства и службы выходят наконец из стадии "реформационной заморозки" и начинают функционировать в полную силу, а главное - на принципиально иных основах.
Появления этих положений ждали, как говорится, затаив дыхание, и в самих властных структурах, и в среде тех, кто с этими структурами общается.
Реформа правительства готовилась не один год, и все равно ее содержание стало для общества, в том числе для чиновников, делом новаторским, а темпы, взятые в ходе реформирования, без преувеличения удивили мир. Собственно, она - лишь составная часть административной реформы, но одновременно и ее первое практическое применение.
Идеология реформы, как рисовал ее премьер Михаил Фрадков, заключается в искоренении избыточных (когда ведомство делает то, без чего можно обойтись) и дублирующих (когда несколько ведомств занимаются одним и тем же) функций. Кроме того, орган власти теряет возможность писать правила и самому по ним жить, да еще и следить за исполнением этих правил. В результате образовались министерства, за которыми сохраняется нормотворческая деятельность и идеология развития отраслей, службы, занимающиеся контролем и надзором, и агентства, так сказать, рабочие лошадки исполнительной власти. Это - довольно условное деление, но, тем не менее, при формировании современных органов власти выдерживались такие принципы.
Чтобы реформа не потонула в "молчаливом сопротивлении" чиновников, Фрадков выказал готовность принимать "жесткие решения", что на самом деле и произошло. Число министерств сократилось до 14, избыточные функции все еще ликвидируются.
Агентства и службы по большей части подчинены тому или иному министерству, за исключением ряда федеральных служб, отписанных непосредственно премьеру. Список этих "избранных" постоянно уточнялся, в результате чего "под премьера" отошли федеральная служба по надзору в области экологии, технологий и атомной промышленности, федеральная служба по тарифам, федеральная служба госстатистики, федеральное космическое агентство и федеральное агентство по атомной энергии. Особенно показательна была история со статистиками, которых поначалу отписали в ведомство Германа Грефа. Но минэкономразвития сочло, что статистическая служба ради большей объективности должна подчиняться не какому-то конкретному министру, чтобы избежать обвинений в предвзятости, а "системному интегратору" - премьеру, и премьер счел эти аргументы вескими.