Язык до суда доведет

— Никаких справок о качестве его работы я не наводила, — рассказала Мария Иванова. — Клиника расположена рядом с моим домом, поэтому мне это было очень удобно. Во время первого осмотра врач определил объем работы, и мы предварительно оговорили сумму оплаты. На первом приеме при обтачивании зубов я вдруг почувствовала резкую боль в языке. Посмотрела в зеркало — рана. Врач тоже испугался: побледнел. Обработал рот каким-то раствором, положил тампон и сказал: «На сегодня все, идите домой. Придете в следующий раз, когда почувствуете себя лучше». Что со мной произошло, он так и не объяснил...
Дома у пациентки началось головокружение, а через полчаса кровотечение усилилось. Сын отвез Марию Александровну в областную стоматологическую поликлинику в Южно-Сахалинск. Там немедленно оказали первую помощь: на резаную рану языка наложили швы. Операция длилась полтора часа.

Когда возвращались домой, рана опять открылась, и кровь полилась фонтаном. Пришлось вернуться в поликлинику, где пациентку опять прооперировали и объяснили, что в месте пореза очень тонкие капилляры, поэтому рану так трудно зашить.
Позже выяснилось, что врач-стоматолог работает без лицензии. Пациентка потребовала возместить затраты и оплатить моральные страдания — в размере трех тысяч рублей. Иначе подаст в суд.

Врач ответил, что не считает травму тяжелой, поэтому согласен заплатить только пятьсот рублей. Но эта сумма Иванову не устроила. Начались звонки друзей и сослуживцев врача, чтобы она не обирала единственного доктора-стоматолога на всю округу, не лишала односельчан возможности недорого вставить зубы.

О том, что травма, причиненная зубопротезистом, действительно серьезная, свидетельствует выписка из протокола заседания квалификационной экспертной комиссии (КЭК) при областной стоматологической поликлинике:

«Жалобы на нарушение речи, чувство тяжести в языке, боли тянущего характера в области травмы. Диагноз: посттравматические рубцовые изменения языка и дна полости рта. В дальнейшем (через два-три месяца), возможно, будет необходима хирургическая коррекция мягких тканей языка и дна полости рта».

Итак, не добившись справедливости от врача, Мария Иванова обратилась в суд.
В исковом заявлении она описала страдания, которые ей пришлось перенести из-за травмы, и потребовала компенсации морального вреда в размере десяти тысяч рублей.
В ходе судебного заседания ответчик, то есть стоматолог, иск признал частично, не согласившись с суммой компенсации морального вреда.

Суд нашел убедительными доводы пенсионерки о том, что она вследствие полученной травмы не могла есть и пить, разговаривать, и решил взыскать со стоматолога компенсацию морального вреда в размере четырех тысяч рублей.

Однако на этом история не закончилась.

Не согласившись с решением суда, стоматолог подал кассационную жалобу в областной суд.
Судебная коллегия, рассмотрев его жалобу, не нашла оснований для удовлетворения жалобы стоматолога и оставила решение суда без изменения.

Итак, врач в первую очередь обязан был предупредить пациентку о том, что нанесенная им травма может иметь тяжелые последствия.

Однако сам стоматолог, к которому обращалась Мария Иванова, в разговоре с корреспондентом «РГ» прокомментировал ситуацию так:

— Первую помощь я оказал: кровь остановил — обработал рану перекисью водорода, а потом йодом, чтобы не было отека. А швы накладывает только хирург! Я порезал подъязычную слизистую не острым предметом, и только хирург мог определить, нужна операция или нет.
— Вы получили лицензию на право оказания услуг по протезированию?
— А зачем?
— И как же вы работаете?
— Так и работаю — ставлю зубы своим знакомым и друзьям бесплатно. Хотите, вам поставлю и денег не возьму! А хотите — отблагодарите: дайте какую-то сумму, а нет — будем знакомыми, друзьями...

Стоит сказать, что выплаты врач произвел.
Безусловно, все мы люди и имеем право на ошибку. Но одно дело, когда ошибается школьник, решающий задачку, и совсем другое — ошибка дипломированного медика, который своими действиями нанес вред здоровью человека.

Между тем:

По данным анкетирования «Знаете ли вы свои права в сфере предоставления платных медицинских услуг?», которое провели сотрудники Сахалинского антимонопольного комитета, только 19 процентов опрошенных ответили, что знакомы со своими правами, 40 — их не знают, 41 — знают свои права частично. Из числа респондентов, которым приходилось оплачивать медицинские услуги, только 65 процентов опрошенных получили на руки финансовый документ, 30 — не знают о том, что существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за предоставление некачественных медицинских услуг (или за несвоевременность, или непредоставление их вообще).


Полезные советы

Что должен сделать пациент, обращаясь в частную медицинскую клинику:

— ознакомиться с лицензией, выданной врачу на право ведения данной медицинской деятельности (наличие лицензии означает, что частнопрактикующему врачу разрешено осуществлять медицинскую деятельность, и подтверждает, что врач выполняет требования, установленные нормативными актами, в том числе и требования по безопасности);
— желательно заключить с врачом-частником письменный договор, в котором будут оговорены права и обязанности сторон, в том числе действия, ваши и врача, если вашему здоровью в результате лечения будет нанесен вред;
— перед тем, как врач начнет вас лечить, желательно оговорить сумму, которую вы будете обязаны заплатить за лечение;
— потребовать от врача финансовый документ об оплате лечения;
— потребовать от врача в доступной форме полную информацию о состоянии своего здоровья (включая сведения о результатах обследования, диагнозе болезни и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске и последствиях проведенного лечения).