Гироскоп вышел из строя еще в апреле. Все предпринятые ранее попытки запустить его оказались тщетны. Поэтому теперь, если ничего не изменится, экипажу предстоит внеплановый выход в открытый космос - к месту поломки.
Кстати, на станции произошла еще одна неожиданность: проверка американских скафандров показала, что у одного из них неисправна система охлаждения. Поэтому на американский сегмент космонавты впервые пойдут в российских скафандрах и из российского стыковочного шлюза. (Американская система шлюзования пока еще не приспособлена для работы с нашими скафандрами.)
Работа в открытом космосе - суперэкстремальная ситуация. Здесь человека подстерегают многие опасности - жесточайшая солнечная радиация, огромные перепады температур, возможность разгерметизации. На 5-6 часов, которые космонавт проводит за бортом станции, скафандр превращается для него в маленький космический корабль, от надежной работы которого зависят его жизнь и здоровье.
Вот уже полвека разработкой и производством наших скафандров занимается подмосковное Научно-производственное предприятие "Звезда". И, как утверждают его специалисты, им удалось сделать работу человека в открытом космосе не только безопасной, но и удобной. Скафандры "Орлан-М", в которых экипаж МКС пойдет чинить гироскоп, за семь лет эксплуатации ни разу не создали для космонавтов серьезных проблем.
Исаак Абрамов работает на "Звезде" с 1955 года. Он много лет был заместителем генерального конструктора, через его руки прошли все модификации отечественных скафандров, включая самый первый, изготовленный для полета Юрия Гагарина.
- "Орланы" появились из нашей лунной программы, - вспоминает Исаак Павлович. - Скафандр для работы на Луне уже был готов и даже прошел все испытания. Увы, программа была свернута. Впрочем, работа зря не пропала. На основе лунного мы создали скафандр для выхода в открытый космос.
В отличие от американского аналога, который практически весь сделан из мягких тканей, российский - полужесткий. И если американец свой космический костюм натягивает, причем в одиночку с этим не справишься, то в наш "входят" через дверцу в спине скафандра. Такая конструкция делает его долговечным и неприхотливым в обслуживании. Эта схема оказалась настолько удобной, что теперь американцы собираются перенимать наш опыт.
Весит "Орлан" более 110 кг. Служит он четыре года и рассчитан на 15 выходов. Для сравнения: американцы свои скафандры регулярно вынуждены возить на Землю - для "техобслуживания". А поскольку сейчас "шаттлы" не летают, то у них с этим возникают проблемы.
Работа в открытом космосе сравнима с трудом лесоруба. Пот льет ручьями. А ведь космонавта надо защищать еще и от мощного теплового потока от Солнца. Эту функцию выполняет оболочка скафандра. По сути космонавт находится в своеобразном термосе. Чтобы отвести излишек тепла, он надевает специальный костюм водяного охлаждения: в нем по трубкам циркулирует вода, уносящая лишние калории.
По словам первого заместителя генерального конструктора "Звезды" Сергея Позднякова, скоро на смену "Орлану-М" придет следующая модификация "Орлан-МК". Он оснащен компьютером, который контролирует действие всех систем и делает работу космонавта надежней и проще.
А вот разработка "марсианского" скафандра идет, как выражается Сергей Поздняков, "настолько, насколько это позволяет финансирование". Увы, позволяет оно немногое, и пока на "Звезде" работают лишь над отдельными элементами, значительно отставая от своих коллег из США, где марсианская программа набирает обороты. Впрочем, россиянам не привыкать работать в условиях денежного дефицита. К примеру, свои "Орланы" они продают по цене на порядок меньшей, чем у американских скафандров, каждый из которых обходится NASA примерно в 15 миллионов долларов.