Исчезновение обнаружилось после двух организованных Марчуком инвентаризаций военного имущества. Источники в украинских спецслужбах заявили "РГ", что пропали, вероятно, ракеты класса "земля - воздух".
Первый заместитель председателя Комитета российской Госдумы по безопасности Михаил Гришанков предполагает: если ракеты "проданы бандитам, они могут выстрелить в любой момент в любой точке на территории СНГ. Усушки-утруски военного имущества не бывает, и чаще всего это хищение".
Глава комитета Верховной рады по обороне Георгий Крючков заявил "РГ", что пропавшие ракеты, как и взрывающиеся военные склады, - "свидетельство безалаберности". Ракеты, по его мнению, "никто не украл. Их утилизировали, пропали только драгметаллы из них". Крючков опровергает версию продажи ракет террористам в общем и "Аль-Каиде" в частности. Украинское оружие якобы не могло оказаться ни в Боснии, ни в Афганистане.
Скандал с украинскими ракетами получил новое развитие после недавних взрывов на военных складах под Мелитополем. Сегодня объявлены виновники аналогичной прошлогодней трагедии на армейских складах под донбасским городом Артемовск. Генеральная прокуратура назвала виновными в трагедии 5 человек.
Компетентно
Павел Фельгенгауэр, независимый военный эксперт:
Украине при распаде СССР досталось имущество трех передовых, нацеленных на Запад военных округов. Еще немало оружия и боеприпасов было впопыхах вывезено на Украину во время поспешного вывода войск из стран Восточной Европы и во многих случаях свалено кое-как.
По словам украинского премьера Виктора Януковича, из 2,44 миллиона тонн имеющихся боеприпасов только 37 процентов находится в хранилищах или хотя бы под навесами. По словам министра обороны Украины Евгения Марчука, миллион тонн необходимо утилизировать, но не хватает денег.
В мае под Мелитополем в Запорожской области в ходе пожара было уничтожено 90 тысяч тонн боеприпасов, 5 человек погибли, повреждено 2034 жилых дома, ущерб превысил 500 миллионов долларов. Марчук заявил после пожара, что не исключает поджога, поскольку фирмы, занимающиеся утилизацией боеприпасов, могли так попытаться покрыть хищения.
Впрочем, горы неучтенного украинского оружия и боеприпасов угрожают, понятно, не только самой Украине. Вокруг горячих точек в Азии, в Африке, на Балканах сложился как полуофициальный ("серый"), так и чисто "черный" (неофициальный) рынок оружия и наемников, на котором Украина и украинские дельцы играют одну из ведущих ролей. При этом "серых" и "черных" торговцев, естественно, нисколько не интересует, кому и что продавать, а единственно, за сколько. В девяностые Украина была (в нарушение санкций ООН) основным источником оружия для армии Хорватии, которая в 1995 году использовала его, чтобы полностью очистить Краину от сербского населения. Позже, во время недолгой гражданской войны в Македонии между славянами и албанцами, срочно поставленные на фронт украинские боевые вертолеты Ми-24 и штурмовики Су-25, пилотируемые украинскими пилотами-наемниками, били албанцев.
В начале этого месяца в Стамбуле было задержано судно под мальтийским флагом с украинским экипажем, груженное украинским оружием и боеприпасами, направлявшееся в Египет. Украинские власти сначала отнекивались, потом нехотя признали, что разрешили отправку груза.
В России порядка, надо сказать, больше, но тоже немало проблем с учетом, хранением и утилизацией техники и боеприпасов. Было бы разумно, если бы две дружественные страны объединили усилия по части утилизации и по части контроля над действиями "вольных" торговцев и передвижением наемников. За границей мало кто отличает украинцев от русских, и престиж обоих народов страдает одновременно, когда грешит, бывает, только один.