24.06.2004 01:00
    Поделиться

    "Вокзал Победы"

    Цикл не является фанфарно-победной песней. В нем рассказывают о своей реальной, непростой судьбе солдаты и офицеры, партизаны и подпольщики, участники и свидетели сражений и боев великой войны. Зритель верит им - ведь они это пережили.

    Корреспондент "СОЮЗа" поинтересовался у автора идеи документального цикла, тележурналиста Александра Павлюкова, что подвигло его на создание такого широкомасштабного проекта:

    - Шестьдесят лет Победы - сама по себе значительная дата, - говорит Александр Владимирович. - А подвигло осознание того, что если мы сегодня не сумеем показать на экране людей, реально участвовавших в военных событиях, то такой возможности больше у нас не будет. Это, наверное, последняя юбилейная дата для ветеранов - военное поколение уходит, и их непосредственный рассказ о своей судьбе, о том, что с ними происходило на фронте и как сложилась их жизнь дальше, вскоре просто будет невозможен. Целью нашего проекта является формирование некоторого цельного представления о войне, о том, что Великая Победа была достигнута, или, если угодно, добыта ценой усилий самых обычных людей. Тогда они не думали ни о наградах, ни о том, что их назовут героями, они просто не могли иначе, они защищали Родину. И этим все сказано. Это нужно показать, дать им высказаться так, как они умеют и считают нужным. Мы, конечно, понимаем, что это единицы из тысяч ветеранов, но тем не менее из показанных нами на экране судеб конкретных людей складывается, как мозаика, картина народного порыва, негромкого, но очень мощного. По сути, он и решил исход войны, превратил ее в Великую Отечественную.

    - Почему возникла идея создания этого сериала под эгидой Союзного государства?

    - Хорошо известно, что основные военные действия развернулись первоначально на территории Беларуси. Вот эта ось: Брест - Минск - Смоленск - Москва, традиционный путь иноземных захватчиков. Здесь мы имеем всю гамму событий - поражения первого периода войны, отступление, плен, в то же время здесь родились примеры героизма отдельных бойцов и воинских частей. Яркий пример - Брестская крепость. В те годы никто уже не видел в ней мощный оборонительный бастион, как это было в XVIII веке. В процессе работы над фильмом этой темы, а защитников крепости-героя почти уже не осталось, выяснилось: причина подвига - в том числе и уверенность оборонявшихся в том, что им придут на помощь. И когда немцы говорили им, что фронт продвинулся километров на 300-500 на восток, они все равно не складывали оружие, только отпустили, вернее, приказали женщинам и детям покинуть крепость. Разве это не подвиг?

    Партизанское движение - тоже отдельная тема, которую можно снимать бесконечно, и все равно возникает уверенность, что эта история со всеми ее драматическими поворотами человеческих судеб не будет дописана никогда. Здесь смешалось все, вначале движение существовало как стихийное сопротивление солдат и офицеров, избежавших плена, вышедших из окружения. Затем, когда "прелести" оккупационного немецкого порядка стали всем ясны, население включилось в партизанскую войну. Не зря ведь, говоря про Беларусь в военные годы, ее называют партизанской республикой. Были районы, куда немцы просто боялись заходить, там печатались газеты, работали школы и госпитали, на аэродромы приземлялись самолеты с Большой земли. Это огромный фактор победы - никакой "Блицкриг" не рассчитывал на такое фанатичное, упорное, всенародное сопротивление.

    И уже потом вторая фаза войны, победная, когда в ходе самой большой стратегической операции в истории Второй мировой - "Багратион", была освобождена Республика Беларусь и обеспечен выход на западные границы и дальше в Европу. Вот, собственно, почему была взята эта тема.

    В документальном цикле герои - не только белорусы, ведь воевали представители многих национальностей... Есть москвичи, осевшие в Беларуси после войны, есть белорусы, есть люди других национальностей, по каким-то причинам оставшиеся жить и работать на этой земле.

    Вторая особенность фильма - то, что мы показываем рядовых людей. Совсем не потому, что нам неинтересна судьба маршалов и генералов. Все-таки это была Отечественная война, и реально ее выиграл народ. Люди в сериале разные - среди его героев есть и профессиональные военные, но таких меньшинство. Среди ветеранов много тех, кто, обманув военкомат, попал на фронт мальчишками и девчонками. В нашем фильме есть герой, который в четырнадцать лет убежал из детского дома на войну, а закончил ее офицером, зрелым военным, командиром.

    Конечно, в цикле нельзя обойтись без хроники - она является необходимым фоном. Если мы говорим о ветеране-подводнике, который воевал в Финском заливе во время блокады Ленинграда, как обойтись здесь без хроники и обстоятельств самой блокады? Используем мы и компьютерную графику, и постановочные эпизоды. В каждом фильме звучат стихи о войне.

    - На какую аудиторию рассчитано ваше детище?

    - Так или иначе, каждая семья на территории бывшего Советского Союза пострадала во время войны. К счастью, сегодня люди стали возвращаться к своей истории, гордиться подвигами своих предков. Хочется надеяться, что цикл кого-то заставит больше узнать о ней, заставит задуматься о моральной стороне самой войны, событиях, которые ей предшествовали, историческом контексте тех непростых лет, о том, какова цена человеческой жизни. К сожалению, современное телевидение устроено таким образом, что для того, чтобы как можно больше людей увидело этот фильм, нужно найти некий сенсационный ход. Это все же не входит в нашу задачу. Мы больше думаем о том, чтобы сохранить облик этих людей, героев сериала, для будущего. Ведь сегодня нет ни одной студии, которая занималась бы документальным кино. Телевидение, на мой взгляд, и должно занять эту пустующую ныне нишу. В этом, в том числе, его социальная функция.

    - Итак, пять фильмов цикла уже увидели зрители. Что дальше?

    - Дальше надо работать. В конце июля будет готово еще семь фильмов. Обещано финансирование 24. Материала же как минимум на тридцать. В общем, все как всегда упирается в деньги. Хотелось бы, чтобы они пришли вовремя. Ведь снимать-то лучше всего летом. Да и, честно говоря, герои наши не молодеют. Раны и болячки дают о себе знать. Грустно и стыдно об этом говорить, но если мы, два государства, объединенные в Союз, не сумеем вернуть долг этим людям, отдавшим свою молодость и здоровье, чтобы мы жили в мире, грош нам всем цена. Значит, мы просто недостойны называть себя их потомками. Надо помнить, что этот праздник - 60-летие Великой Победы, конечно же, всенародный, но оплачен-то он кровью, молодостью и жизнью поколения, которое мы называем сегодня ветеранами. Их ряды тают с каждым днем, надо успеть сохранить их лица и голоса для будущего.

    Поделиться