Стало известно, что московский Коммерческий банк сбережений (КБС), ссылаясь на проблемы с ликвидностью из-за "общего кризиса банковской системы" (в переводе на общедоступный - из-за невозможности воспользоваться средствами других банков), с 21 июня приостановил свою работу. Слава богу, банк небольшой, по объему средств вкладчиков занимает 526-е место в российском списке, так что до массовых протестов и демонстраций дело, скорее всего, не дойдет. Одновременно в банке "Диалог-Оптим", точнее, в его столичных отделениях стали ограничивать выдачу наличных вкладчикам - до 10 тысяч рублей в один день. Мера непонятная, поскольку давно известно - стоит хоть чуточку лимитировать выдачу денег, так тут же владельцы вкладов правдами и неправдами начнут их забирать. Это было и в Советском Союзе в самом начале перестройки, так было и в более близкие нам времена.
Непонятна эта мера еще и потому, что "Диалог-Оптим", что называется, на хорошем счету в банковских кругах..
Как сказал нам вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин, нельзя ставить на один уровень Банк сбережений и "Диалог-Оптим". У последнего совсем другие причины, там просто банальная задержка перевода платежей на 2-3 дня, техническая нестыковка. Поступление денег задержалось, а в это время вкладчики, подогретые сообщениями о вроде бы серьезных проблемах, стали забирать деньги. Емелин подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ": "Этот банк абсолютно крепкий и спокойный, не "Кредиттраст", не Содбизнесбанк. У него прекрасная структура активов и пассивов, он быстро встанет". По мнению Емелина, банкротство банков - явление абсолютно естественное, как, кстати, и банкротство компаний в самых различных отраслях. Он высказал предположение, что если бы такому пристальному изучению, как банки, подверглись московские химчистки с их слияниями и поглощениями, то в газетах вполне могли бы появиться статьи, леденящие кровь. Но поскольку большинству из нас абсолютно безразлично, сколько химчисток осталось в Москве, кто их хозяева и как они их приобрели, то журналисты "отрываются" на банках.
Можно было бы поспорить о роли журналистов в разрушении банковской системы. Но Андрей Емелин прав в том, что нет пока поводов для разговоров о банковском кризисе. Все-таки 2 банка из 1200, работающих со средствами населения, не 50 и не 100. Нет оснований и для паники, которая способна обанкротить даже самый процветающий банк, если напуганные клиенты кинутся в одночасье забирать свои деньги. Возможно, именно поэтому банкиры уже не раз и не два посягали на Гражданский кодекс, хотели внести поправку, запрещающую вкладчикам досрочно забирать свои деньги из банков.