Чудеса футбольные и партийные

Я не знаток футбола, не любитель его и не болельщик. Однако даже мне, лишь кое-что видевшему и только кое-что знающему о спорте, было ясно, что никаких шансов на сколь-либо значимый успех футбольная сборная России на чемпионате Европы не имела. Я могу объяснить почему, но не стану этого делать, тем более что сейчас настало время для специалистов продемонстрировать блеском ума и эрудиции то, что все это они давно предвидели.

Но раз предвидели, то почему молчали? Вот мой вопрос.

Коммерческий интерес понятен. Пирамида, созданная на основе якобы всенародной любви к футболу в России, позволила обогатиться многим, а форсированная надстройка этой пирамиды накануне Евро-2004 увеличила норму прибыли сверх обычного. Это как раз понятно.

Но ведь кто-то настойчиво все последние годы пытался внушить и обществу, и начальству России, что футбол - это то ли хороший заменитель национальной идеи для страны, то ли вообще сама эта идея.

Надо думать, теперь на время приумолкнут. Но лишь на время. И опять заведут песню о том, что стоит сборной России пройти в финальный турнир чемпионата мира, как настроение населения поднимется, бедность отступит, а инвестиции сами собой польются в производство, основанное на высоких технологиях. Только пусть государство вложит деньги в футбол.

Я не против футбола. Я даже не против веры в чудо. Я против веры в примитивное чудо, причем чудо, для возникновения которого нет оснований.

В ближайшую субботу соберется съезд Союза правых сил, а еще через неделю - съезд КПРФ. Ни на одном, ни на другом съезде тоже не случится чуда. И, видимо, рухнут две политические пирамиды, позволившие обогатиться тем, кто их старательно строил.

"Правые"

Скорее всего это будет последний съезд СПС и данная партия после него фактически перестанет существовать как субъект российской политики.

Собственно, она уже не существует. Избирателей мало, ясно артикулированной программы нет, старые идеи проедены, новых не просматривается, лидеры давно разбрелись по большей части на госслужбу, поближе к бюджету и к административному ресурсу, оставив на публичном поле боя за либерализм (или как там это теперь называется) малобюджетную Хакамаду и крупнобюджетного (но в тюрьме) Ходорковского.

Куда девалась былая фанаберия, то есть вера в себя как чудо? Обменена на посты и начальственный снобизм?

Возможно, это просто оппортунизм - в западном, позитивном, а не русском, негативном, смысле. Искусство удобного, а значит, возможного.

Но если в основе когда-то давно была идея, то почему не подготовили смену, не взрастили, не раскрутили (а возможности были, и немалые) новых лидеров?

Просто потому, что, выдавая свою партию широкой публике, в том числе и рядовым активистам сначала ДВР, а затем СПС, за чудо, за новый механизм прихода во власть новых людей, создали (причем сознательно) лишь катапульту для запуска в номенклатуру самих себя.

Первое требовало черновой работы, деятельности действительно оппозиционной - раз власть не выиграна, значит, четыре года, а нужно - и восемь мы вне власти. Все!

Для второго было достаточно шантажа власти либеральной фрондой и того самого оппортунизма.

"Левые"

КПРФ не сравнишь с российским футболом, который и в советские-то годы не блистал, если честно, ни на мировых, ни на европейских чемпионатах. Она выросла из советского хоккея, когда-то - всепобеждающего.

Но чем дальше (от КПСС), тем хуже. А ведь были и избиратели (десятки миллионов, больше, чем у кого-либо в стране), и организации по всей России, и союзники. А чуда не случилось.

Не первый уже год твердили сторонние, но объективные наблюдатели: модернизируйте программу, подготовьте нового лидера. Склонитесь либо к европейскому социал-демократизму, либо к русскому революционализму. На протестной основе - по-лимоновски или анпиловски, - но возглавьте протест. Или, что более современно, - на антиглобалистской стезе. Не передвигайтесь с мигалками и на "BMW". Не вливайтесь в ряды бюрократии, ибо она - ваша главная погибель. Не зажимайте демократию внутри себя, коль скоро судьба доверила вам оказаться в оппозиции ко все более и более обюрокрачивающейся власти. Не сделано ничего.

Обещая чуда другим, сами ждали его: вот-вот народ проголосует против проклятых либералов и внесет нас в Кремль. И народ проголосовал против (не раз) либералов - но в Кремле всякий раз оказывались другие.

Не о футболе

Если СПС исчезнет почти наверняка, то КПРФ, конечно, сохранится. И даже, возможно, с Геннадием Зюгановым во главе. По-прежнему. Лично я удивлюсь, если он отступит. В лучшем случае - и это уже будет колоссальным прогрессом - назовет имя преемника, которому когда-нибудь позже передаст остатки партии.

Что до всего этого большинству избирателей России, беспартийному и формально, и идеологически? В общем-то, ничего. Кроме того, что здание российской демократии придется строить без партий, то есть вообще непонятно как. Остается вера в чудо, как перед Евро-2004.

Это, собственно, и есть главная проблема России в политической сфере. В общем-то, все не против демократии, но никто не знает, из каких элементов ее собрать - этот заржавел, этот коррумпирован, тот скомпрометирован... Разве что Центризбирком расчленить на партии - теоретикам от практики и карты в руки.

Вот один из главных вопросов, стоящих перед нацией. Ведь если в экономической сфере по крайней мере ясно, от чего ушли и куда продвигаемся, благо есть такой универсальный, как колесо, институт, как рынок, то в политике одного такого института нет. Кроме, впрочем, государства, но оно в отличие от колеса может быть по-разному сложено. Спорить бы, спорить и спорить об этом. А нам все о футболе. Да еще о теннисе, где успехов больше, но при чем здесь национальная идея и будущее страны?