Многие его фильмы являются своего рода кинематографическим продолжением его театральных постановок. В рамках тематической программы пройдет российская премьера его прошлогодней картины "Обратная сторона Луны" - щемящей ленты о человеке, мечтающем о полете в космос и путях, которые ему приходится пройти для осуществления своей мечты. Консультантом и непосредственным участником фильма стал русский космонавт Алексей Леонов, а одну из главных ролей сыграла канадская актриса Анн-Мари Кадье, которую называют музой Лепажа. Кадье рассказала корреспонденту "РГ" о своем любимом режиссере, его новом фильме и о кинематографе своей страны.
- Как бы вы в общих чертах охарактеризовали режиссерский метод Робера Лепажа?
- Лепаж, как известно, синтезирует кино и театр и к тому же совмещает режиссуру и актерство. Так что его метод - это привнесение театральности в кино и кинематографичности на сцену. Он ярый апологет коллективного действия - во время работы над постановкой очень многое отдается на откуп актерской импровизации, и результат зачастую может оказаться неожиданным; после коллективных медитаций труппы текст и мизансцены пьесы зачастую могут измениться до неузнаваемости. Кинофильм - материя менее податливая и более структурированная и привязанная к сценарию, но и здесь он обязательно находит пространство для неожиданностей.
- Любимой формой для фильмов Лепажа является частная история, разворачивающаяся на фоне исторических событий, не так ли?
- Совершенно верно. Мне кажется, он считает историю лучшим фоном для своих событий, потому что это тот фон, который сам начинает "играть": махина истории начинает вмешиваться в частную жизнь героев, расставляя им неожиданные ловушки жизненных ситуаций; их взаимопроникновение всегда кинематографично. В "Обратной стороне Луны", которая будет показана впервые в России, Лепаж пошел дальше - заставил своих героев жить среди последствий исторического события: первого полета человека на орбиту Земли. Я увидела в герое "Обратной стороны Луны" художника, который стремится слиться с сакральной Вселенной, с горним миром. И его воссоединение с братом как раз и символизирует объединение героя с его высшей природой, обретение целостности. Кстати, фильм снят по цифровой технологии high definition - Лепажу показалось, что в таком разрешении его героев можно будет показать более... интимно.
- "Нашествие варваров" вашего земляка Дени Аркана получило большое признание не только на прошлом Каннском фестивале, но и у российских кинозрителей. Как вы думаете, с чем вообще связан нынешний подъем канадского кинематографа?
- Конечно, мне хочется сказать что-нибудь оптимистическое про канадский и, в особенности, квебекский кинематограф, но я бы не связывала нынешний процесс с какими-то фундаментальными изменениями в состоянии нашей национальной кинематографии: у нас нет ни серьезной киноиндустрии, ни какой-то особой политики в этой области. Это связано с тем, что первое поколение какой-то... артистической интеллигенции у нас появилось только в 60-е, и, значит, сейчас как раз тот момент, когда наши "шестидесятники" входят в зенит своего таланта. Зарубежный зритель у нашего кино в основном европейский, и все наши успехи связаны в основном с хорошим приемом по ту сторону океана. А Квебек - это вообще земля парадоксов: маленький народ, шесть миллионов человек всегда находились в поиске национальной идентичности. И сейчас этот процесс начал приносить свои первые плоды, по крайней мере в области искусства - взять успех того же Дени Аркана. К тому же наш франкоговорящий штат - терра инкогнита для прокатчиков: у нас частенько проваливаются самые кассовые французские фильмы. Не говоря уже о Голливуде.
- Что, в Квебеке проваливаются голливудские фильмы?
- Нет, ну что вы. Покажите мне хотя бы одну страну Европы и Америки, где Голливуд бы не занимал главенствующих позиций. Просто Квебек в этом смысле более непредсказуем. Впрочем, у нас есть Монреаль, в котором артхаусное кино занимает хорошие позиции: там есть целая сеть больших кинотеатров, где неголливудское кино идет на больших экранах. Но это единственное место, где еще жив "независимый" дух кино. Есть фестиваль в Торонто - мы стараемся держаться. Но маленькие города отданы на растерзание комедиям и шпионским триллерам.