- Вряд ли откроем Америку, если скажем, что в милицейских "обезьянниках" о правах человека вспоминают в последнюю очередь. Если вообще вспоминают. Но как правозащитники могут что-то изменить, ведь у них мало полномочий?
- Примерно треть жалоб, поступающих в аппарат уполномоченного по правам человека,- это жалобы на самоуправство правоохранительных органов. Есть такая шутка: обезьянник - это место, где людей снова превращают в обезьян. Увы, она недалека от истины. Мы провели рейд по московским отделениям милиции. В этом рейде были проблемы. Сотрудников аппарата Уполномоченного часто держали на пороге, пока там внутри спешно наводили порядок. А то и вовсе не пускали. По итогом мы подготовим доклад. Но главное в другом: эту работу мы надеемся сделать постоянной. Тем более что с руководством МВД у нас сложились хорошие деловые отношения. В ближайшие дни будет подписан наш совместный протокол с министерством внутренних дел. Согласно ему нашим сотрудникам будет оказано содействие в проверке отделов милиции. Другая форма работы: при назначении региональных руководителей органов внутренних дел будут учитывать и мнение правозащитников о том или ином кандидате. Насколько весомым станет это мнение, посмотрим. Но важно, что лед, как говорится, тронулся. Руководство МВД готово идти навстречу и не отказывается от помощи правозащитников.
-Защита своих прав - дело дорогое. Часто граждане становятся жертвами произвола только потому, что не могут отстоять свои права в суде: нет денег на адвоката. Где взять бесплатных адвокатов?
- Мы активно выступаем за введение института общественных защитников в судебных заседаниях. Этот законопроект сейчас находится в Государственной Думе. Дело в том, что очень многие люди в нашей стране просто не могут нанять адвоката. Есть правозащитники с очень хорошей репутацией и квалификацией, которые могут защищать совершенно бесплатно. Но суды зачастую не допускают их до процесса.
Нас поддержали представители целого ряда судов - и Конституционного, и Верховного. Но есть силы, которые выступают против. Так что идет оживленная дискуссия. Кроме того, мы предлагаем ввести институт заседателей на тех процессах, где нет присяжных. Это поможет несколько уменьшить ангажированность в судах.
Подробный рассказ о встрече в редакции с Уполномоченным по правам человека в РФ будет опубликован в одном из ближайших номеров "Российской газеты".