Таких людей сегодня на улицах Саратова сотни. Причем статуса беженцев они не имеют. К тому же местные власти беспокоит состояние их здоровья. По данным медиков, в городе ухудшилась эпидемиологическая обстановка. Речь идет также о том, что под видом пассажиров едут наркокурьеры, возможен и провоз оружия.
"Учитывая все эти факторы, мы и поставили на совещании вопрос о целесообразности работы этого поезда", - сообщил корреспондентам "РГ" Сергей Лисовский.
Сейчас саратовские власти срочно собирают необходимые данные, в том числе из таможенных органов, чтобы принять решение об отмене этого поезда.
Между тем криминогенная обстановка на железнодорожных маршрутах южноазиатского направления накаляется из года в год. Проблема "ввоза-вывоза" таджиков из России на протяжении ряда лет остается головной болью и для руководства Астраханской области.
Сегодня, судя по всему, может идти речь не только об одном упомянутом поезде из Худжанда. Таджикистан и Россию фактически связывают два не менее проблемных железнодорожных маршрута: Душанбе - Астрахань и Куляб - Астрахань. Более того, на таможенном форуме был поставлен вопрос о приостановке поездов в Россию из Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана.
- На этих направлениях грубо нарушаются все таможенные нормы, что не дает возможности контролировать грузо- и пассажиропоток, - констатировал начальник Приволжской оперативной таможни Владимир Егоров.
В свою очередь в ОАО "Российские железные дороги", куда "РГ" обратилась за комментарием, заявление саратовских властей восприняли с недоумением.
- Наличие в Саратове бомжей и попрошаек из Таджикистана - это еще не повод для того, чтобы лишать тысячи остальных людей, пользующихся этими востребованными железнодорожными маршрутами, возможности посетить Россию, - заявили в пресс-службе.
Маршрут Худжанд - Саратов считается маршрутом международного сообщения, который утверждается в рамках Совета по железнодорожному транспорту стран - участниц СНГ. Именно этот совет решает вопросы ежегодного расписания и графика движения поездов. Решение о возобновлении маршрута Худжанд - Саратов было принято совсем недавно, в июне 2004 года, в Ташкенте на заседании этого совета.
Для того чтобы данное решение было пересмотрено, саратовские власти должны обратиться в постоянно действующую дирекцию этого совета. Однако принципиальный ответ может прозвучать лишь на самом совете, следующее заседание которого пройдет в ноябре 2004 года в Минске.
Справка "РГ"
Совет по железнодорожному транспорту стран Содружества и его исполнительный орган - Дирекция совета - были созданы Соглашением глав правительств государств - участников СНГ 14 февраля 1992 г. для обеспечения устойчивых экономических связей и их укрепления в рамках единого экономического пространства. Членами совета являются руководители железнодорожных администраций государств - участников СНГ. В его работе в качестве ассоциированных членов участвуют также железнодорожные администрации Болгарии, Латвии, Литвы и Эстонии. Совет рассматривает и решает вопросы эксплуатационной деятельности и технического состояния поездов, системы взаиморасчетов.