25.06.2004 03:00
    Поделиться

    Как напали на Ингушетию

    Кому нужны уроки ингушской трагедии?

    Республика Ингушетия - это вам не какая-нибудь область в центре России. Регион особый, граничащий и с Чечней, и с Грузией. Количество работников спецслужб, своих и прикомандированных, здесь стабильно держится на самой высокой отметке. Местные люди говорят, что спецслужбы постоянно наращивают свои контингенты, действуют напористо. И с войсками здесь тоже все нормально. Есть в маленькой Ингушетии и развернутый мотострелковый полк, и части внутренних войск, и погранотряд. Рядом, в 25-30 километрах, на территории Северной Осетии тоже полным-полно всяких военных. Так что нельзя сказать, что эта территория была беззащитной перед угрозой нападения боевиков. Нет, нельзя. Тогда почему столько жертв? Почему почти все главные населенные пункты в ночь на 22 июня оказались практически захваченными? И ведь никто не вышиб бандитов с их позиций - они сами ушли перед рассветом. Да еще, говорят, помолились на дорожку в соборной мечети Назрани, которая расположена в пятидесяти метрах от здания МВД и исполнили на площади свой ритуальный танец "зикр". Откуда такая уверенность?

    Непростые это вопросы. Но, не ответив на них (желательно - честно), мы и впредь не обеспечим безопасность своим городам и селениям.

    Первый горький вывод, который напрашивается сам собой: незаконные вооруженные формирования на Северном Кавказе вовсе не разгромлены, как это принято считать. В ночном нападении на мирный субъект РФ участвовали по меньшей мере 300-400 человек (называют цифру и до 1000). Атаке одновременно подверглись более двадцати объектов на обширной территории - в городе Карабулаке, станице Орджоникидзевской, Назрани и окрестностях. Даже если по двадцать человек на объект, вот вам и результат. А прибавьте сюда тех, кто блокировал автомобильную трассу, кто обеспечивал отход, кто был на связи...

    Как такие крупные силы попали в населенные пункты, напичканные милицией и спецслужбами? Это в Москве можно с удивлением задавать подобные вопросы. Пожив хоть немного на Кавказе, таких вопросов больше не задаешь. Вот я вчера во второй половине дня совершил поездку к чеченской границе на обычной машине с двумя приятелями. Как вы думаете, сколько постов или патрулей мы встретили на пути? Да ни одного. На обратном пути уже в полной темноте никто ни разу нас не остановил, не обозначил своего боевого присутствия.

    Я не знаю, что это - обычный родной бардак или следствие паралича, поразившего разом все местные силовые структуры. Но только ведь и криминал тоже все это видит: сегодня под утро Назрань потряс мощный взрыв, на воздух взлетел автомагазин на улице Муталиева. Большое кирпичное здание с бетонными перекрытиями превратилось в груду развалин.

    Как боевики попали в города? Если учесть, что многие члены отряда из местных ингушей, то им не составило особого труда заранее, возможно, за много дней до часа "Х", поселиться в домах своих родственников, провести детальную разведку, присмотреть удобные места для огневых точек, просчитать варианты отхода.

    Но вот вопрос, которым задаются сегодня серьезные люди: почему о подготовке столь масштабной операции не знали заранее? Сотни людей готовились к захвату населенных пунктов, и что же - среди этой враждебной массы не имелось ни одного агента? Ни одного источника информации?

    По словам одного из руководителей УФСБ, сигналы о передвижениях по территории республики неизвестных вооруженных групп поступили примерно за полчаса до атаки. Увы, зная об отсутствии у силовиков современных средств связи и согласованности между разными ведомствами, легко понять, что тридцати минут оказалось ничтожно мало, чтобы достойно встретить удар.

    Следующий вывод из случившегося тоже горький. Ингушская милиция, которая понесла главные потери, на девяносто процентов состоит из абсолютно неподготовленных людей, которых как раз хорошо подготовленные боевики расстреливали в основном без всякого риска для себя. Где это видано, чтобы нападавшие потеряли меньше оборонявшихся?

    Есть, правда, один фактор, который слегка объясняет неготовность к отпору местных стражей порядка. Дело в том, что по территории Ингушетии постоянно передвигаются - и на броне, и на обычных машинах - люди в камуфляжной форме, которые обычно не утруждают себя показом документов. Это и кадыровцы, и спецназ разных ведомств, и еще бог знает кто. Милиционеры давно смирились с этим. А напрасно. На территории, где законы действуют выборочно, где главный аргумент - автомат Калашникова, может произойти все что угодно. Вот оно и произошло.

    Захватили склад с оружием неподалеку от центра Назрани. Я подъезжал к этому "спецобъекту", заглядывал внутрь. Странно, что его еще раньше не захватили. Хилая, почти невооруженная охрана, убогие запоры (прежде на колхозных амбарах и то были поприличнее), по всем признакам это не склад с оружием, а пункт приема стеклотары. А между тем увезли отсюда сотни стволов.

    Полками и дивизиями кавказские проблемы не решить. Здесь в станице Троицкой уже стоит один полк. Ни один солдат, ни одна бронемашина не вышли до утра из расположения. Говорят, что их там заблокировали. "А это как?" - уточнил я. "Стреляли в их сторону". Кстати, может быть, это и к лучшему, что солдатики не высунулись, а то потерь у нас было бы еще больше.

    Возможно, боевики этого и добиваются: втянуть российские подразделения в бои - теперь на территории Ингушетии. Еще Чехов говорил, что если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Мы и в Афганистан когда-то входили, чтобы встать там гарнизонами и обеспечить порядок, а чем это кончилось? Один выстрел по нашей колонне вызывал в ответ шквал огня по всем окрестным селениям. Сами плодили своих врагов. А в Чечне разве было не так в пору командования там "лучшего министра обороны всех времен и народов"? Неужели никогда мы не научимся извлекать уроки из собственных ошибок?

    Да, надо честно признать, что в ту ночь они вели себя в городах и селениях как хозяева. Никто не преследовал их, не ходил в контратаки. А кто бы посмел? "Альфа" у нас на всю страну одна, пока она из Москвы прилетит... Говорят, были десантированы ребята из "Вымпела", но и они понесли потери.

    Что же будет дальше?

    Скорее всего, бандиты и не ставили своей целью захватить республику, совершить государственный переворот. С их стороны это была явная демонстрация силы, своего присутствия на территории Ингушетии, своей безнаказанности. И - сделаем еще одно горькое признание - это им удалось. Нестандартный ход в разыгрываемой партии. Или репетиция новых атак? Особенно беспокоит то оружие и боеприпасы, которые увезены в неизвестном направлении. Если на стене висит ружье...

    Поделиться