28.06.2004 00:30
Поделиться

Сокуров расскажет правду Хирохито

Возвратившись в Северную столицу из Японии, петербургский режиссер Александр Сокуров приступил к съемкам нового фильма, третьего из задуманной им тетралогии об исторических личностях XX века. Уже в Стране восходящего солнца мастер утвердил список из шестнадцати актеров, которые сыграют в его проекте - "Солнце".

 

- В Токио мы посмотрели актеров, которых по моей просьбе отобрали наши японские партнеры - рассказывает Сокуров. - Это неизвестные актеры из известных театров. Они согласились и ждут возможности приехать в Петербург. Приезжать они будут в разное время - съемочный график достаточно гибок. В Петербурге две недели мы будем делать грим и примерять костюмы. И, на мой взгляд, этот этап весьма плодотворный. В Японии мы выбрали места для натурных съемок, которые предстоят в этой стране в период с 15 сентября по 20 октября в Токио. Провели переговоры по набору массовки. В создании фильма нам будут помогать линейные японские продюсеры.

При этом надо сказать, что когда мы прилетели в Токио, у меня было тревожное ощущение, что в силу страха, который есть в японском обществе перед фигурой Хирохито, перед закрытостью этой фигуры, может произойти нечто непредвиденное. Ведь у японцев в национальной традиции - никогда не изображать фигуру императора в игровой форме. Этого еще никогда не было.

А Хирохито в этом смысле вообще особенный император. В Японии существуют экстремистские группы, которые действуют агрессивно, с применением оружия, если речь заходит об этом императоре, если им кажется, что об императоре отзываются критически. Но мы тем не менее нашли актеров, которые готовы работать.

- Чем обусловлен выбор темы картины?

- Это время в Японии связано с событиями трагическими. Японская армия и японские военные тогда совершили очень много преступлений. Нас же интересует все, что происходило со страной, но, главное, конечно, человеческое проживание, жизнь людей.

- И все же личность императора Хирохито мало известна людям в нашей стране...

- На самом деле Хирохито - это крупная фигура. Интересно проследить направленность интересов моих картин - Гитлер, Ленин и Хирохито. Их можно сравнивать и ставить в один ряд. Гитлер представляет европейскую систему, Ленин - евразийский тип жизни, Хирохито - фигура азиатского склада. Причем каждый из них представляет собой определенный, очень важный критическо-исторический период жизни этих трех цивилизаций. Каждый своими действиями вызывал глобальные исторические процессы, последствия которых испытывали на себе миллионы людей. В принципе мы просто пишем картину времени. Я беру фигуру человека, который мне кажется фундаментальной личностью.

- Связь между этими личностями существует?

- Вы знаете, что произошло с Гитлером и немецким народом, с Лениным и русским народом. И посмотрите, что произошло с Японией. Я просто хочу, чтобы мы больше думали на эту тему, больше задумывались над сущностью подобных вещей. Моя цель - не вызывать агрессии по отношению к истории, не стравливать людей с историческими персонажами. Избегать лиричности в отношении течения истории и жизни людей нельзя. XX век - это сплошные истерики по поводу тех или иных исторических коллизий. Этого не должно быть... В оценке исторических процессов, исторических личностей всегда ищут какую-то скандальную, истерическую мотивацию, скандальный истерический факт. То ли в оценке роли Сталина, то ли Ленина, того же Чан Кайши, Гитлера, Тэтчер. Везде - невротическое накручивание. Опускают к полу, туда, где башмаками грязными ходят. Ни в коем случае нельзя этого делать. Наш фильм - в том числе попытка показать людей такими, какими они были на самом деле.

- Кто будет играть главную роль, роль императора Хирохито?

- На роль императора утвержден известный японский актер "Х". Я сознательно стараюсь не называть сейчас его фамилии по известным причинам: он - исполнитель главной роли, такой значимой и знаковой для всех японцев, которые далеко не однозначно относятся к императору Хирохито. У исполнителя главной роли будет достаточно сложная жизнь. И он готов к этому. Важно, что я не увидел у него страха, но вместе с тем я знаю характер этих людей, уже много лет общаюсь с ними, понимаю, что чувство тревоги, которое он испытывает, спрятано глубоко внутри. Сейчас он никак не выдает его и не проявляет. И поэтому деликатность, осторожность и понимание - важные составляющие в работе с японцами.

На самом деле все отобранные мною актеры - блестящие мастера. И, в основном, это актеры великолепной реалистической школы, они прекрасно знают и систему Станиславского, и все, что писал для сцены Чехов. Они - универсальные актеры, в том смысле, что это актеры всемирного театра драматического, театра проживания. Одновременно с этим они владеют всей формой национальной, условной, актерской школы. Сам же господин "Х" очень четко понимает суть человеческого характера. Он не создает каких-то абстрактных театральных форм, он пытается привнести на сцену конкретный человеческий характер. Это абсолютно совпадает с моей задачей. Мы нашли с ним общий язык. Его в мире знают мало - он очень особенный, национальный человек, при этом достаточно авторитетный.

- Россия увидит "Солнце"?

- Я пока не вижу перспектив проката картины в нашей стране. Мы до сих пор ведем переговоры с ОРТ по показу "Отца и сына". Все очень непросто, а с прокатом - так просто большие проблемы. Показать серьезную картину в прокате невозможно физически, прокат отдан для американского кинематографа. Большинство кинотеатров страны проданы и не принадлежат России. И это - экспансия, я бы даже сказал агрессия, потому что там показывают фильмы не о том, как дети любят животных и отнюдь не путешествия по миру, не исторические картины. А показываются демонстрации методов, способов и форм убийства. Это агрессия, это то, что никак нельзя вносить в российскую общественную жизнь.