Разъяснения по делам об изнасилованиях

Все помнят, как герой фильма "Ворошиловский стрелок" взял на себя функции прокурора, судьи и палача насильников. На экране ситуация абсолютно прозрачна. Подонки - на одном полюсе, а их безвинная жертва - на другом. Но жизнь, как известно, не кино. Любой судья скажет, что дела об изнасиловании относятся к числу наиболее сложных.

 

 

В ходе следствия бывает крайне трудно установить реальную картину, тем более что в большинстве случаев свидетелей просто нет. Применялись ли в действительности насилие, угрозы, находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии или это оговор, женская месть мнимому насильнику - разобраться во всех нюансах происшедшего даже опытному следователю очень сложно.

Официальная статистика уголовных дел по статье 131 Уголовного кодекса РФ (изнасилование) реальной картины не отражает. Это признают все, кто занимается анализом преступности. Эксперты относят изнасилование к одному из наиболее латентных - скрытых - видов преступлений.

Где грань между кокетливым "нет" и нешуточным сопротивлением сексуальному домогательству? Как отличить насильника от не в меру темпераментного любовника? Порой следователям и судьям приходится иметь дело с настоящими головоломками.

В этом номере "РГ" публикуется постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса РФ". В этом документе есть ответы на многие проблемные вопросы судопроизводства.

Вот, к примеру, банальная ситуация. С Леной 24-летний Павел познакомился на дискотеке. Пригласил домой... И лишь в кабинете следователя он узнал, что девочке нет и шестнадцати. Растлителю малолетней грозил немалый срок. Теперь же судам рекомендовано трактовать такие действия как "добросовестное заблуждение", поскольку в силу акселерации подлинного возраста новой подружки обвиняемый определить не мог.

Очень важно, что отныне судам рекомендовано учитывать деликатную специфику уголовных дел по статьям 131 и 132. Судьи обязаны устранять все вопросы, унижающие честь и достоинство потерпевших, пресекать нетактичное поведение участников процесса.

Изнасилование закон трактует как половое сношение с применением физического или психологического принуждения. Но также страшно оказаться и жертвой оговора или банальной судебной ошибки. По существу, это означает двойное наказание.

Сколько насильников избежали наказания из-за страха жертв или просчетов следствия? Сколько парней томится за решеткой из-за рокового стечения обстоятельств или судебной ошибки? Ответов на эти вопросы мы, увы, не знаем. Новые подходы к судебной практике дают надежду на справедливое решение проблемы в правовом поле, а не со снайперской винтовкой в руках.