В результате было принято такое решение. Максимальная ставка налога, 26 процентов, будет применяться при годовом фонде оплаты труда на одного работника в размере до 280 тысяч рублей. При годовом фонде оплаты труда на одного работника в размере от 280 тысяч рублей до 600 тысяч рублей ставка составит 72 тысячи 800 рублей плюс 10 процентов с суммы, превышающей 280 тысяч рублей, свыше 600 тысяч - 104 тысячи 800 рублей плюс 2 процента с суммы, превышавшей 600 тысяч рублей.
Комментируя принятый закон, член бюджетного Комитета Оксана Дмитриева отметила, что ряд экспертов в принципе выступали против снижения ЕСН, поскольку предполагали, что положительный эффект, который получат предприниматели от его снижения, не компенсируют социального ущерба, который будет нанесен социальным внебюджетным фондам, из которых идут все социальные выплаты.
В результате снижения ЕСН практически на треть с 38 до 30 процентов сокращаются отчисления в Пенсионный фонд, уменьшаются поступления очень значительно в фонд обязательного медицинского страхования (с 3,6 до 2,8 процента), сокращаются отчисления в фонд социального страхования. При этом, по мнению Дмитриевой, нельзя быть полностью уверенным в том, что правительство полностью компенсирует все выпадающие доходы по межбюджетным фондам за счет своих источников: доходов от нефтедолларов, стабилизационного фонда. В этом случае снижение ЕСН можно было бы расценить исключительно как плюс. "Но поскольку правительство говорит, что нефтедоллары мы не дадим или дадим в очень небольшом объеме - всего 80 миллиардов рублей, при том, что выпадающие доходы в целом, по-разным оценкам, составят 250-280 миллиардов рублей, это означает, что напрямую сократятся социальные выплаты. Именно это и происходит", - говорит Оксана Дмитриева. В области социального страхования полностью ликвидируется санаторно-курортное лечение. Все будет производиться за счет работодателя, Это значит также, что частично те деньги, которые работодатель сэкономит на ЕСН, он потом будет вынужден заплатить как оплату больничных листов. Для некоторых крупных предприятии это может оказаться весьма обременительным.
Также в первом чтении принят местный налог на недвижимость. По словам вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, законопроект предусматривает, что точный размер ставки налога на недвижимость будет утверждать муниципалитет в размере от 0,01 процента до 0,5 процента. Он также сказал, что ко второму чтению многие из положений закона могут существенно измениться, так как к нему есть множество вопросов.
Налоговые эксперты считают, что введение местного налога на недвижимость - существенное повышение налогового пресса. И это даже вопрос не ставки. Сейчас налог берется с инвентаризационной стоимости, а законопроект предлагает рассчитывать сумму налога по рыночной цене. А это в десятки, сотни раз больше. Кроме того, сейчас у нас большое количество льготников по этому налогу, это все пенсионеры и инвалиды. Но если этот налог будет введен, то для них это будет хуже, чем отмена всех льгот по ЖКХ, считает Оксана Дмитриева. Вице-спикер Госдумы Георгии Боос смотрит на ситуацию более оптимистично. Информационному агентству Интерфакс-АФИ он сообщил, что налог за обычную квартиру составит от 6 центов до 30 долларов налога в год.
Однако весьма трудно оценить рыночную стоимость на данном этапе. Информации о стоимости жилья как в Москве, так и в регионах нет. Ассоциации риелтеров не раз заявляли, что располагают информацией о реальной оценочной стоимости жилья только в 30 процентах случаев. И это в Москве, где рынок жилья наиболее развит. Предполагается, что будет использоваться некая "методика, но механизм расчета рыночной цены в законе прописан весьма туманно.
Скорее всего, второе чтение будет перенесено на сентябрь, когда документ будет доработан с учетом замечаний. Хотя надо отметить, что проект закона обсуждается уже второй год, и пока ничего нового придумано не было. Концепция минэкономразвития по налогообложению жилья, представленная год назад бывшим начальником департамента налогообложения минэко Михаилом Орловым, уже тогда оцененная экспертами как весьма сырая, перекочевала в законопроект без каких-либо существенных доработок.
Во вторник на заседании бюджетного комитета будут рассматриваться поправки в налог на прибыль. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, они в целом улучшают положение налогоплательщика. Законопроект упорядочивает налогообложение при слияниях, поглощения и реорганизациях компаний. Предлагается очень много разных изменений, которые носят скорее технический характер. Поправки уточняют список затрат, амортизацию арендованного имущества, налогообложение доверительного управления. Правда, есть и ухудшение, и достаточно серьезное. Налог на дивиденды повышается с 6 до 9 процентов.
Правительство также выступало с предложением передать 1,5 процента региональной части налога на прибыль в федеральную казну. Но депутаты налогового подкомитета это предложение не поддержали. Это очень опасное предложение, особенно для регионов-доноров, считает Дмитриева. Напомним, сейчас из 24 процентов налога на прибыль лишь 5 остается в федеральной казне, а 19 достается субъектам Федерации. По словам парламентариев, доходная база регионов сокращается по следующим направлениям: налог на прибыль, налог на рекламу (он отменяется), территориальные фонды обязательного медицинского страхования также лишаются части поступлений. Если 1,5 процента налога на прибыль будет отдано федеральному центру, регионы теряют 70 миллиардов.
Между тем главный вопрос налоговой реформы: а снижается ли в результате этих преобразований налоговая нагрузка, не получает однозначного ответа. На днях заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что за последние три года налоговая нагрузка в России снизилась с 34,7 процента ВВП до 31,5 процента в 2004 году.
Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков приводит другие цифры. Налоговая нагрузка в российской экономике в прошлом году составляла около 32 процентов. В 1999 - 25,5 процента. Из этих данных напрашивается вывод, что налоговая нагрузка растет, но, по мнению Панскова, углубленный анализ показывает, что это не совсем так. Рост показателя налоговой нагрузки связан с тем, что в последнее время увеличилась собираемость налогов. Второй показатель, влияющий на уровень налоговой нагрузки, - число налогоплательщиков, реально уплачивающих налоги. Сегодня в России, по словам Панскова, половина потенциальных налогоплательщиков вообще не имеет никакого отношения к налоговым органам. И если посчитать, сколько же сегодня реально должны заплатить честные налогоплательщики, исполняя в полной мере налоговое законодательство, необходимо добавить к сводному показателю налоговой нагрузки еще 10 пунктов. Получается, что налоговая нагрузка в целом по стране достигает 40-45 процентов.
Оксана Дмитриева считает, что для непривилегированного, не имеющего льгот налогоплательщика эти показатели даже выше, на уровне 50-60 процентов от ВВП. Кроме того, в последнее время налоговое бремя распределяется очень равномерно. Для одной категории плательщиков оно повышается, на другой сокращается. Говорить о том, что повышаем налоги физическим лицам и сокращаем налоги на производство, неправомерно. Современные налоговые теории говорят о том, что все налоги на всех. "То, что нет радикального снижения налогового пресса, совершенно очевидно", - заявляет Оксана Дмитриева. "Тем временем многие налогоплательщики научились сами регулировать себе налоговую нагрузку", - добавляет она.