29.06.2004 03:30
    Поделиться

    Радзиховский о нападении на Ингушетию

    Из Москвы трудно судить о реальной ситуации в Чечне, но все-таки можно поверить, что сейчас там относительно спокойнее, не только по сравнению с 1999 годом, но и по сравнению с 2001-м и 2002-м. Если так, то это уже относительный успех, а других, все понимают, в этом деле не бывает.

    Совсем в другом, не "узкочеченском" смысле тревожит нападение боевиков на Ингушетию.

    Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Так и у каждой страны, втянутой в войну с терроризмом, свои проблемы.

    Израиль по-прежнему, как и почти 60 лет назад, должен отстаивать свое право на существование - "антисионизм" во всем мире теснейшим образом переплетается с банальным антисемитизмом, что недавно публично признал Генеральный секретарь ООН.

    США сгибаются под тяжестью своей роли единственного мирового лидера, "мирового жандарма". Прокладывать лыжню человечеству - в технологии, культуре, экономике, политике - задача запредельно сложная, рисковая, вызывающая ответную американофобию на всех континентах. И терроризм подпитывается в том числе и этой американофобией.

    Европа путается в своей политкорректности, переходящей в прямое безволие, страх, по сути - поощрение агрессора. Что, увы, и было продемонстрировано Испанией - первой и пока, по счастью, единственной европейской страной, столкнувшейся с вызовом мирового террора.

    Ну а мы?

    Нет, никто не оспаривает право России, русских на существование. Мы отказались от сверхдержавных амбиций, не тянем больше непосильный воз гонки вооружений и помощи "братским народам". Да и в излишке политкорректности Россию, кажется, пока еще никто не обвинял.

    В чем же наша проблема?

    Она традиционна - безответственность, "государственная лень", обломовщина. Террористы сунули под нос России зеркало - и именно эти качества в зеркале и отразились.

    Да, террор искоренить нельзя. Но чтобы 200 (минимум!) вооруженных разбойников вторглись в город, убили сто человек и растворились, ушли бесследно - да где же такое было?! Было - в Буденновске. Было - в Кизляре (рейд Радуева). Пусть в значительно меньшем масштабе, но ведь "просочились" и в Москву (Дубровка).

    Когда-то Пушкин, сосланный в Одессу, был послан генерал-губернатором расследовать стихийное бедствие. Саранча налетела, сожрала урожай, непонятно было,что делать. Пушкин принес губернатору такой рапорт: "Саранча летела, летела, села. Села, все поела и дальше полетела".

    А ведь, по сути, ничего более внятного многочисленные генералы в мундирах и пиджаках и сегодня сказать не могут.

    И ведь проблема, повторяю, вовсе не в террористах. Худо ли, хорошо ли, но хоть какая-то борьба с ними ведется. Но ведь этот "пофигизм" - общий стиль бюрократической машины везде и во всем. Будь то милиция, которая вообще не принимает заявки от потерпевших или нередко сама ворует и "крышует". Будь то система общепризнанной коррупции во всех без исключения регионах и ведомствах. Причем, поразительно, коррупция растет непрерывно, открыто (поезжайте в окрестности любого города - наслаждайтесь особняками, растущими как грибы на фундаменте наглой коррупции), кажется, перешла уже все возможные пределы - и знай себе, растет дальше... не встречая никакого сопротивления. Да и кто же будет сопротивляться - сама же бюрократия себя же станет за воротник хватать? Ну в период думских выборов можно парочку "оборотней" схватить (кстати, уверен в суде почти все эти дела развалятся), но а после выборов-то зачем?

    Вертикаль власти, слов нет, построена, но дальше она, похоже, зажила своей внутренней жизнью, ориентируясь не на общенациональные, а на свои корпоративные цели.

    Президент сказал, что его неверно информировали о ситуации в Ингушетии. Тяжкое обвинение. Ну а что если не только про Ингушетию "неверно информируют"? Что если во всем нарастает двоемыслие - одна из страшных болезней российской бюрократии, создающей вторую, виртуальную реальность? Что тогда будет делать государственная машина - "задергивать шторы и, стоя в кювете, объявлять следующие остановки"?

    Корыстная ложь и безответственность - родовые болезни любой бюрократии мира. Если их не лечат, они сжирают организм государства. Мы это проходили в своей истории, и не раз...

    Но нечего на бюрократию кивать - у самих рожа крива. Каменное равнодушие политиков (а че, выборы что ли?!), вялые ухмылки СМИ, наконец, ледяное спокойствие общества... На меня произвело большое впечатление объяснение, которое я слышал в эти дни от разных людей: "Да ладно, ну ингуши ингушам мстят, кровная месть у них, а наши курские менты просто "под раздачу" попали...". О, Господи, да что ж это - значит, в головах граждан "по факту" нет ни малейшего ощущения, что Ингушетия - "тоже Россия"! "У НИХ обычай" - "а НАШИ под раздачу попали". Это - ощущение ЕДИНОЙ СТРАНЫ?! А если его нет, то, простите, за что же воюют НАШИ на Кавказе? Просто потому, что приказали?

    Отчуждение. Отчуждение и безответственность - родовые болезни российского общества. Да, покорность власти, иногда радостная, иногда озлобленная, но всегда безынициативная, рабская. Кто станет спорить - тощие ростки "гражданского общества" не стали прочнее, наоборот, быстро гниют, вырождаются. Что же дальше - не в Ингушетии, а в России?

    В России - три России.

    Есть высший слой бюрократии и бизнес-бюрократии. Они давно не говорят "эта страна" - бесовщина космополитизма тысячекратно проклята, все нынче патриоты, в церковь ходят как на модную тусовку. Нет, нет, говорят только "великая Россия". Но живут они в великой-то России на положении внутренних эмигрантов. Они не пересекаются с "аборигенами" нигде - ни физически (разные кварталы, разные полосы на шоссе, разные самолеты, разные школы-больницы-кладбища), ни по интересам. Они не чувствуют никакой ответственности перед несуществующим общественным мнением, они реально почти не отвечают и друг перед другом - надо только "не высовываться" и можешь жить спокойно. А после нас - хоть потоп...

    Есть Россия покорная власти, не понимающая власть, не соприкасающаяся с властью. Эти 90% населения живут почти "на подножном корму", почти "натуральным хозяйством", хотя носят джинсы, имеют "Жигули" и "ящик".

    И есть "прослойка" - 5-6-10% "среднего класса", ориентирующегося на западные стандарты потребления, давно уже граждански и политически апатичного, живущего своей частной жизнью.

    Что объединяет все эти три России? Наш общий язык и наша общая безответственность.

    За счет чего продолжает - и внешне даже неплохо - крутиться машина? За счет высоких цен на нефть. Такие же разбойники, как в Ингушетии, орудуют в Ираке и держат цены на нефть.

    "Государственничество" одержало свою пиррову победу. Вам не страшно?

    Поделиться