Звездопад
Самая яркая телекартинка, не считая внеконкурентной футбольной, была с прямых трансляций вечеров выпускников по Первому и "России". Впервые влезшие в вечерние платья девчонки (вечера для медалистов, и тут девушки в большинстве), неистовствовали и ревели белугой. Сначала, когда три героя "Notre Dame" сладко соврали им, что "в раба мужчину превращает красота". Потом разгоряченные девицы утирали черные слезы счастья и туши от песенки мальчишек "Смэш", были сражены наповал метко стрельнувшим глазками Витаса. Ну и Рома по прозвищу Зверь довел зал до полного экстаза наглой походкой дворового соблазнителя, прокричавшего, что все только начинается.
Зрительский энтузиазм девушек понять можно - позади нервотрепка выпускных экзаменов, впереди - жестокая борьба за место в институте и в жизни. Но странно было бы думать, что эта золотая молодежь так и будет заходиться в экстазе от пения симпатичных юношей. Но иногда кажется, что наше телевидение держит зрителей за таких вот взвинченных девушек, жаждущих одного - встречи с поп-кумирами.
Вот тут я вынуждена перейти к главной теме недели. К скандалу с Филиппом Киркоровым. Честно скажу, не слишком хочется. Мне - уверена, и читателю - этот скандал надоел, как избыточный для балерины вес Анастасии Волочковой. Но скандал шумит и становится главной культурной новостью всех бумажных и электронных СМИ. Ему был посвящен сюжет в "Вестях недели" и программа Светланы Сорокиной "Основной инстинкт".
А что еще обсуждать? Футбол? Московский кинофестиваль? Но с ними итак происходит информационный круговорот. Сначала матчи транслируют по одному каналу, потом повторяют на спортивном, и еще много раз основные моменты показывают во всех новостных программах. На следующий день все те же матчи подробно обсуждаются во всех газетах. То же с кинофестивалем - по всем каналам сообщения о прибывших мировых звездах, потом показывают интервью с ними. На следующее утро светскую жизнь фестиваля обсуждают все газеты и публикуют интервью с теми же звездами.
Кинозвезды свою работу делают исправно, как определили им по десять или пять минут на каждого журналиста от избранных дирекцией фестиваля изданий, так они и отвечают, бедные, на одинаковые вопросы. Недаром в "Основном инстинкте" социолог Даниил Дондурей упрекнул Филиппа Киркорова, что вот Мерил Стрип со всеми назначенными ей журналистами общалась кротко и ни одного нехорошим словом не послала.
Надо сказать, что Мерил Стрип на одном из телеинтервью выглядела настолько измученной, что захотелось закричать вопрошающей ее корреспондентке: "Оставьте в покое великую актрису, а то у нее сил сниматься не хватит!" Ведь любим мы Мерил Стрип не за то, что у нее четверо детей и долгий счастливый брак, а за дивную выразительность ее лица в кадре и за то, что любой фильм, где она играет, есть смысл смотреть. Недаром же ей премию Станиславского на закрытии фестиваля вручили.
Их много, на каждом канале
Как справедливо заметил в одном из "Коротких замыканий" на канале "Россия" старейший деятель отечественного телевидения Анатолий Лысенко, у нас то "секса нет", то уж пускаемся во все тяжкие. Когда-то в постные советские времена о личной жизни актеров, певцов и политиков никто публике ничего не рассказывал. Ныне наблюдается обратный перегиб - никакого внимания к творчеству, только к личной жизни знаменитостей. Если в очереди к ним не выстояли, то подловим врасплох. Ну подловил один телекорреспондент Алана Паркера после просмотра футбольного матча. Ну помолчал Паркер в камеру. А ведь выдающийся режиссер, между прочим. Но у журналистов сыграл основной инстинкт - поймать, заловить. А что с пойманным делать - не имеет значения.
Филипп Киркоров и его коллеги упрекают журналистов в однообразии задаваемых вопросов. Но какие вопросы ни выдумай, читателю и зрителю все давно о звездах известно. Информационное поле щедро засеяно их словами. Пока звезда (поп- или полит-) перейдет с одного канала на другой, в ее личной жизни ничего произойти не успеет. И мысль новая в голову не придет, и песня свежая не разучится. Так что зрителю, как тугодуму, повторяют по несколько раз одно и то же. И тут уж зритель звереет.
В конце концов все народное негодование поведением Киркорова вызвано не инцидентом с ростовской журналисткой, хотя случай этот действительно отвратительный, а тем местом, которое занимают в нашем информационном пространстве поп-кумиры. Если при советской власти никакой критики этой власти быть не могло, то сейчас власть как раз не критикует только ленивый. И некоторым это очень даже выгодно, что наглядно продемонстрировал политик и депутат Дмитрий Рогозин на дебатах в программе "К барьеру!". На одной демагогии выиграл по зрительскому голосованию поединок. Но вот о том, что у Пугачевой юбка не по годам и не по ногам можно говорить только тихо на домашней кухне. Послушать и почитать, так получается, что она - наше все, принцесса Диана и мать Тереза в одном лице. Ну и примкнувший к ней Киркоров заодно. Вот с таким положением вещей людям трудно смириться. Да и самим кумирам часто бывает неловко. Они-то понимают, что не тянут на роль пророка в своем отечестве.
Общество не может жить без героев. Но оно и не может жить, когда герои существуют только с приставкой "поп". Мужчина, который поет, не годится в герои страны, где террористические акты уносят сотни человеческих жизней, где размер пенсий далек от реального прожиточного минимума, где врачи и учителя...
Страна без героя
Попробуем вспомнить, чье имя в последнее время стало для страны синонимом даже не героизма, а просто честности, ума и порядочности, кто для нации авторитет в неиспорченном смысле этого слова. Кажется, последним был академик Сахаров. Писателем Солженицыным мы как-то не слишком довольны. Он говорит не то, что нам кажется правильным. В общем, ни среди писателей, ни среди политиков, ни среди военных нет у нас героев.
Вот, правда, после вручения Нобелевской премии появился герой-ученый. Академик Гинзбург все еще показывается на телевидении, но говорит что хочет. Например, что Бога нет. И тут опасность не в том, что он так считает, а в том что не находится ему для спора достойного оппонента. А среди поп-звезд каждый, если послушать, верный христианин с крестом на шее. Хотя по поведению и репертуару не сразу об этом догадаешься. Конечно, сыграй наша футбольная сборная получше на европейском чемпионате, походили бы в героях футболисты и их тренер. А кто еще?
Надо искать, надо думать, надо создавать на экране и находить в жизни, выражаясь забытым языком советской пропаганды, образ положительного героя. И раскручивать этого героя по полной программе - как настоящую звезду. Другого выхода нет. Иначе В.В. Путин будет стоять на героическом пьедестале в одиночестве.