Надо заметить, что, по мнению аналитиков, российский фондовый рынок три года подряд входил в десятку самых быстрорастущих на планете.
Федеральная служба по финансовым рынкам намерена внести свою лепту в повышение привлекательности российского рынка акций для инвесторов. Глава ФСФР Олег Вьюгин уже неоднократно заявлял о своем намерении ревизовать нормативно-правовую базу ФКЦБ. По его мнению, от ФКЦБ в наследство досталось несколько проблем, которые на сегодня требуют вмешательства. В первую очередь ФСФР намерена предложить ряд поправок в действующее законодательство с целью развития российского финансового рынка. Эти поправки будут касаться развития инфраструктуры российского финансового рынка, в частности, создания центрального расчетного депозитария, что позволит создать такую среду на российском фондовом рынке, которая даст возможность иностранным инвесторам работать на нем напрямую, отметил глава ФСФР.
Также в планы ФСФР входит совершенствование законодательства в области биржевой деятельности. В частности планируется подготовка законопроекта, который устанавливал бы новые требования к организаторам торговли. Сейчас эти требования, на взгляд Олега Вьюгина не совсем хороши. Будут пересмотрены требования в отношении перевода торгов акциями, которые входят в котировальные листы на отдельные фондовые биржи. Кстати по постановлению ФКЦБ до 1 июля этого года должен состояться такой перевод. ФСФР же готовит предложение о продлении сроков выполнения этого требования до конца этого года.
Вместе с тем, по словам Олега Вьюгина, будут внесены и поправки в законодательство в части надзора за профессиональными участниками фондового рынка. В настоящее время уже завершена работа над законодательством о российских депозитарных расписках и о коммерческих бумагах, которые можно будет легче размещать, чем обычные эмиссионные ценные бумаги.
Кстати ФСФР намерена еще и возобновить работу над законопроектом об инсайдерской информации. "Мы будем добиваться того, чтобы он состоялся", - отметил глава ФСФР.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), также не останется без внимания ФСФР. Предусмотренные изменения в этот кодекс будут направлены прежде всего на усиление роли наказания за нарушения на финансовом рынке. Причем сейчас находятся в процессе согласования поправки к законам об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, которые направлены на совершенствование процедур поглощения. Целью этих поправок является защита прав миноритарных акционеров, сказал Олег Вьюгин.
Судя по всему ФСФР, кроме всего прочего, намерена предложить ряд поправок и в Гражданский кодекс, закон о банкротстве кредитных организаций в части законодательного обеспечения неттинга и клиринговой деятельности.
Что касается времени, которое понадобится на реализацию задуманных законодательных инициатив, то глава ФСФР назвал год. На самом деле такие инициативы, по его словам, создадут базу "для стимулирования формирования более совершенной, более дешевой структуры российского фондового рынка, которая позволит иностранным инвесторам принимать на себя валютные риски и выходить на российский фондовый рынок, минуя офшорные счета".
И все же "все свидетельствует о том, что "золотой век" российских акций, видимо, подходит к концу, - резюмировал Олег Вьюгин. - Дальнейший рост будет связан с более трудными структурными изменениями".
Мнения
Алекс Кантарович, главный аналитик по стратегии компании "Атон" - специально для "Российской бизнес-газеты"
Закончился ли золотой век российских акций?
Нет, в том смысле, что российские акции не потеряли своей привлекательности для инвесторов:
Во-первых, сама величина России как рынка делает их привлекательными. Представляя собой 5 процентов развивающихся рынков "Морган Стэнли" и являясь крупнейшей страной развивающихся рынков Европы, Ближнего Востока и Африки, российский рынок чрезвычайно привлекателен для международных инвесторов.
Во-вторых, улучшился инвестиционный климат России. В течение последних лет основные макроэкономические, политические и корпоративные риски России значительно снизились (что справедливо даже при том, что инвестиционная привлекательность несколько пострадала от дела "ЮКОСа") и привлекательность рынка выросла. Мы полагаем, что рейтинговые агентства S&P и Fitch присоединятся к Moody s в присвоении России инвестиционного рейтинга, что будет способствовать инвестициям со стороны таких консервативных банковских институтов, как пенсионные фонды, которые традиционно избегали инвестиций в Россию ввиду ее рисков.
В-третьих, уникальная привлекательность российского рынка базируется на высоких ценах на сырье. Ориентированная на экспорт экономика России непосредственно извлекает выгоду из высоких цен на сырье, что приводит к сильному росту, устойчивому потреблению и доходам компаний.
И наконец, российский рынок остается значительно недооцененным по сравнению с другими развивающимися рынками, а недавняя коррекция сделала его особенно привлекательным.
И тем не менее ответ мог бы быть и утвердительным, поскольку поведение рынка в прошлом не является хорошим индикатором для будущего. С 1998 года рост индекса РТС превышает 50 процентов в год. Однако инвесторам не следует ожидать такой же доходности и в будущем, поскольку большинство голубых фишек торгуется в пределах 15-30 процентов от их справедливых уровней.
Однако хорошие новости состоят в том, что даже при доходности в 10-20 процентов российские акции все еще могут представлять интерес для инвесторов. Кроме того, при существующих высоких исторических уровнях конъюнктура привлекательна для компаний, которые только планируют эмитировать свои акции. Мы полагаем, что в 2005 и 2006 годах на рынок выйдет много новых, интересных игроков.
Виталий Плотников, президент Первого национального пенсионного фонда - специально для "Российской бизнес-газеты"
Говорить, что золотой век российского рынка акций подходит к концу, одновременно и можно, и нельзя. С одной стороны, такого безудержного роста курсовой стоимости акций российских компаний, какой мы наблюдали в течение длительного периода с начала 1999-го по начало апреля 2004 года, мы вряд ли уже увидим. С другой стороны, все познается в сравнении.
Ранее на протяжении означенного периода российский рынок инструментов с фиксированной доходностью позволял получать доходность по инвестированию выше уровня инфляции, а инвестиции в малорискованные инструменты с фиксированной доходностью давали возможность если не обыгрывать инфляцию, то хотя бы соответствовать этим уровням. Это стало возможно благодаря качественно положительной переоценке рисков российской экономики и росту стоимости российских активов. Период с 2001-го по 2003 год также был связан с падением стоимости денег в мировой экономике, что стимулировало дополнительные инвестиции на российский фондовый рынок из так называемого долларового сектора. В настоящее время маятник стоимости денег начал движение в обратную сторону: наблюдается рост учетных ставок во многих Центробанках (например, Англии, Швейцарии, Евробанка, ожидается также рост ставок ФРС США). В этой ситуации следует признать, что растущий тренд на рынке инструментов с фиксированной доходностью сменяется на падающий. Разворот этого глобального тренда пришелся на конец первого квартала 2004 года. Следует признать, что обвал российского рынка акций во втором квартале 2004 был столь стремителен, что акции стали более "лакомым" инструментом для инвестиций в сравнении с так называемыми малорискованными инструментами с фиксированной доходностью. В самом деле в начале 2004 года премия за риск акционерного капитала над инструментами с фиксированной доходностью составляла, по моим расчетам, около 15 процентов. Сейчас же (на конец июня) эта премия составила 30 процентов. Отчасти это свидетельствует и о локальной перепроданности акций российских компаний и о дороговизне (в текущих ценах) долговых инструментов.
Резюмируя сказанное, следует сказать, что акции в сравнении с облигациями могут быть более интересными объектами для портфельных инвестиций, а значит, и золотой век не окончен.
Развитие российского фондового рынка на ближайшие годы в первую очередь будет инфраструктурное, то есть это будет качественное развитие, а не спекулятивный заход денег, который мы имели возможность наблюдать в 1996-1997 годах, в 1999-2000 годах и 2001-2003 годах. Я полагаю, что будет наблюдаться и развитие более современных торговых систем, и появление крупных клиринговых банков на фондовом рынке, и развитие рынка производных инструментов. Кроме того, следует ожидать и развитие рынка вширь - рост числа ликвидных инструментов, качественное изменение структуры фондовых индексов, в частности, индекса РТС (уменьшение в них доли бумаг нефтяного сектора и увеличение доли акций предприятий иных секторов экономики), рост выпусков IPO.
Законодательство на российском рынке, наверное, будет идти по пути снижения рисков инвесторов и борьбы с манипуляторами рынка. Кроме того, рано или поздно можно ожидать появление в России серьезного законодательства. связанного с работой так называемых инсайдеров. Все это будет способствовать росту цивилизованности российского фондового рынка.
Однако, на мой взгляд, развитие российского фондового рынка не является самоцелью. С одной стороны, для развития российского рынка необходимо проведение и пенсионной реформы, и земельной реформы, и реформы ЖКХ. Но, с другой стороны, проведение данных реформ направлено не на развитие фондового рынка, а имеет своей целью рост жизненного уровня и исправление структурных проблем, оставшихся в наследство от социалистического прошлого нашей страны. Поэтому при осуществлении данных реформ развитие российского фондового рынка будет само собой разумеющимся при общем росте российской экономики.
Светлана Пальялова, генеральный директор компании "АВК-аналитика" - специально для "Российской бизнес-газеты"
Время бурного роста российского фондового рынка закончилось, и пришло время задуматься о том, что нужно предпринять для предотвращения длительного периода стагнации. Причем решать данную проблему нужно в кратчайшие сроки и на высшем правительственном уровне. На прошедшей международной конференции Олег Вьюгин заявил о том, что золотой век российского фондового рынка окончен и что наступает время структурных преобразований. По нашему мнению, хотя такая тенденция сейчас имеет место, отчаиваться все же пока рано.
Уже несколько лет подряд российский фондовый рынок входит в десятку самых быстро растущих рынков мира. В 2002 году индекс РТС прибавил порядка 35 процентов, по итогам 2003 года рост составил свыше 50 процентов, к середине апреля 2004 года рост составил почти 40 процентов. Но потом в результате каких-то факторов тенденция радикально изменилась, и в настоящий момент мы фактически вернулись к уровню начала года. Большинство аналитиков достаточно осторожно высказываются о ближайших перспективах. Так что же случилось?
Наиболее популярным объяснением случившегося, разумеется, является так называемый фактор "ЮКОСа". Если быть более точным, то речь идет о политических рисках: слишком уж велико влияние государства на фондовый рынок. Возникает вопрос о законодательной базе РФ: как совершенно законно государство смогло за считанные месяцы поставить процветающую компанию на грань банкротства и даже фактической национализации? Думаю, что размышлениям на эту тему будут еще долго предаваться как иностранные, так и российские инвесторы. Впрочем, хотя и нельзя забывать об этом факторе, но все же есть основания полагать, что данные риски в достаточной степени учитываются участниками фондового рынка при принятии инвестиционных решений. Поэтому в долгосрочной перспективе фактор слабой развитости банковского сектора может оказаться даже более значимым, чем дело "ЮКОСа".
События мая и июня, то есть отзыв лицензии Содбизнесбанка и дефолт "Кредиттраста", привели к кризису недоверия и проблемам у целого ряда средних и мелких банков. Это лишний раз подчеркивает недостаточную устойчивость российской банковской системы. Жертвами кризиса пока стали лишь мелкие банки, однако для кризисов в банковском секторе характерна лавинообразность, поэтому если вкладчики начнут изымать свои вклады, то в условиях повального сокращения лимитов на МБК мы можем стать свидетелями гораздо более крупномасштабного кризиса. Решающим будет поведение Центрального банка - окажет он поддержку банкам в случае возникновения проблем или нет? Отзыв лицензии у "Кредиттраста" свидетельствует о том, что ЦБ скорее пойдет на банкротство проблемных банков, чем на выдачу им стабилизационных кредитов.
Нельзя не упомянуть и об изменении валютной политики Центробанка РФ. Многие рассчитывали, что наметившееся в начале года укрепление курса рубля не будет встречать с его стороны существенных препятствий до достижения отметки в 27 рублей за доллар, что давало бы возможность, оставаясь в рублях, зарабатывать, не считая роста российских бумаг, просто на падении курса доллара. Однако, как известно, подобные ожидания не оправдались.
Еще одним фактором, способным оказать долгосрочное негативное влияние на российский фондовый рынок, является ожидание ужесточения денежной политики американского Центробанка. ФРС США уже неоднократно давала понять, что на своем ближайшем заседании 29-30 июня 2004 года произойдет повышение ставки рефинансирования с рекордно низкого уровня в 1 процент. В принципе данное событие ожидается уже давно, и иностранные инвесторы уже должны были к нему подготовиться, но публикуемые в США макроэкономические данные наводят инвесторов на мысль, что повышение может оказаться более агрессивным, чем ожидают аналитики.
Впрочем, повышение ставки рефинансирования ФРС США, даже на уровне ожиданий, в совокупности с нестабильностью, демонстрируемой российским рынком, заставят нерезидентов более тщательно обдумывать свои решения об инвестировании в наш фондовый рынок.
В своем выступлении Вьюгин обратил внимание на резкий рост доли торгов российскими акциями на иностранных площадках в общем обороте торгов бумагами отечественных компаний. Однако, по нашему мнению, если учесть, что на Лондонской бирже (занимающей лидирующее положение по обороту торгов российскими акциями среди иностранных площадок) обращаются ADR лишь 13 российских компаний, то это в большей степени свидетельствует об их ликвидности, чем о пересмотре рисков, связанных с торговлей непосредственно в России.
Действие описанных выше факторов действительно будет препятствовать дальнейшему бурному росту фондового рынка, однако это повод не для панического свертывания своей деятельности, а для активизации проведения целого ряда реформ в России. Ведь общий рост экономики налицо, о чем может свидетельствовать хотя бы факт возникновения дискуссий о том, почему не удается выйти на траекторию удвоения ВВП К 2010 году, вместо рассуждений на тему, как добиться хотя бы простого роста. А если будет расти экономика, значит, и фондовый рынок будет расти - не только за счет роста стоимости уже торгующихся акций, но и за счет прихода на рынок новых компаний.
Сейчас руководству страны необходимо воспользоваться благоприятной ситуацией на внешних рынках.
Между тем
Правительство России одобрило положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Как заявил глава ФСФР Олег Вьюгин, представлявший проект положения на заседании правительства, документом Федеральной службе поручается до 1 января 2005 года внести в Правительство предложение об образовании коллегиального органа по регулированию и надзору на финансовом рынке.
ФСФР по своей структуре является органом единоличным, но, как ранее заявлял О. Вьюгин, мировая практика предусматривает, что руководство регуляторами финансовых рынков осуществляется коллегиально, и ФСФР хотела бы создать коллегиальный орган управления службой.
Проект документа предполагает передачу ФСФР функций комиссии по товарным биржам, которая ранее подчинялась министерству по антимонопольной политике. "Сегодня регулирование товарных бирж осуществляется через комиссию, но указом президента эти функции должны быть переданы службе, а в соответствии с решением комиссии по административной реформе это может произойти только после внесения изменений в законодательство", - заметил О. Вьюгин.
До этого момента Федеральная служба может координировать и управлять деятельностью этой организации. Также проект документа предполагает внесение в законодательство поправок, в соответствии с которыми из сферы регулирования ФСФР исключаются деятельность кредитных, страховых и аудиторских организаций, контроль за государственными муниципальными ценными бумагами и облигациями Банка России. "Интерфакс" .