Две недели назад на американском острове Си-Айленд переговоры в рамках саммита "большой восьмерки" Джордж Буш попытался использовать в том числе и для того, чтобы убедить Владимира Путина заморозить участие России в строительстве иранской АЭС под Бушером. В Вашингтоне продолжают считать, что Иран не ограничится использованием ядерной энергии только в мирных целях. Буш уверен, что параллельно Тегеран, используя российские технологии, разрабатывает свою ядерную бомбу. Москва с такой точкой зрения не согласна. В Кремле не раз заявляли, что не собираются нарушать взятые на себя обязательства по нераспространению оружия массового уничтожения. По мнению же российских специалистов, давление со стороны США больше напоминает стремление американцев отобрать у конкурентов выгодный контракт.
Чтобы снять все сомнения, Кремль обратился к независимой экспертной оценке МАГАТЭ. На Си-Айленде Путин в очередной раз сообщил, что дальнейшее участие российских компаний в строительстве АЭС в Бушере будет во многом зависеть от выводов этой авторитетной международной организации.
В Ново-Огарево аль-Барадей озвучил свой вердикт - к России у МАГАТЭ вопросов нет. Обменявшись с президентом РФ дипломатическими реверансами о ключевом значении позиций обеих сторон, гендиректор заявил, что строящаяся АЭС в Бушере не вызывает чувства озабоченности со стороны международного сообщества. Более того, аль-Барадей надеется и дальше использовать Кремль в качестве хорошо осведомленного и компетентного советника. "Ваши советы нам нужны не меньше, чем наши вам", - ответил Путин. Обмен ценной информацией вчера продолжался около часа.
Перед тем, как покинуть резиденцию, сопровождавший гендиректора МАГАТЭ глава российского федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев рассказал журналистам подробности еще одного проекта.
Днем ранее в СМИ появилась информация о том, что в России якобы будет построено хранилище для ядерных отходов, подвозить которые будут практически со всего мира. Румянцев опроверг эту информацию: "Окончательного решения нет. Переговоры еще будут продолжаться, быть может, несколько лет". По его словам, крупный могильник действительно собираются построить, но пока не ясно, в какой именно стране: "Это может быть и Россия, и, к примеру, Франция. У нас просто уже создана необходимая правовая база". Все же, судя по комментариям главы федерального агентства, именно у нашей страны есть самые большие шансы обзавестись подобным "экологическим подарком". "Я тут не вижу минусов, потому что Россия обладает большим опытом по утилизации ядерных отходов", - считает Румянцев.