Вчера появились сообщения еще об одном "черном списке" банков, близких к банкротству. Степень недоверия банков друг к другу остается пока довольно высокой. Крупные банки по-прежнему остерегаются кредитовать мелкие, придерживают свои ресурсы. У аутсайдеров тут же возникают непреодолимые проблемы.
Так что же, наша банковская система - а это более 1000 банков - оказалась настолько неустойчивой, что стоило государству в лице ЦБ ее "пальцем тронуть", как она стала "сыпаться"? Не случайно в создавшейся ситуации большинство банкиров обвиняют ЦБ: банковскую систему стало лихорадить еще в процессе осады Содбизнесбанка и последовавшим за ней падением родственного с ним "Кредиттраста". Кстати, по экспертным данным, оба банка были весьма активными участниками межбанковского рынка - как в качестве заемщиков, так и в качестве кредиторов.
На самом деле далеко не все банки играют на этом рынке: у нас существует достаточно много так называемых "карманных банков", которые созданы для обслуживания одного или нескольких крупных клиентов. Не могут так просто "посыпаться" и наши крупнейшие банки - они, как правило, не пользовались перекредитованием, а наоборот - сами были поставщиками избыточных денежных ресурсов. Но те банки, о которых в последние дни упоминалось в СМИ - "Диалог-оптим", "Павелецкий", Промэксимбанк и пр., они как раз весьма активно пополняли свои денежные ресурсы на межбанке.
Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов считает, что "ухудшения нет, но и улучшения ситуации с доверием банков друг к другу пока не происходит". Он связывает снижение объемов межбанковского кредитования и повышение ставок не столько с тем, что доверие между банками все еще не восстановлено, а скорее с техническими причинами: наступление последней недели полугодия означает, что банки закрывают полугодовые балансы и должны расплачиваться по 6-месячным кредитам, проводить налоговые платежи и пр., - это требует дополнительных денежных ресурсов. По его мнению, временные трудности у банков закончатся уже после первого июля. А существование тех или иных "черных списков" эксперт связывает с конкурентной борьбой между банками и с тем, что в "мутной воде" очень легко потопить конкурента и осуществить передел рынка.
Впрочем, вместе с черными уже существуют и "белые" списки. И их также составляют скорее всего сами банкиры: в ситуации тотального кризиса доверия они пытаются нащупать малейшую возможность для восстановления доверия друг к другу.