Мордовские методы сдачи ЕГЭ

Для контроля за проведением экзамена по математике в Республику Мордовия были направлены инспектора из Ульяновского технического университета, Саратовского технического университета, Нижегородского университета и из Арзамасского педагогического университета.

- Когда мы приехали в Саранск, нас пригласили к министру образования Республики Мордовия Василию Кадакину, - рассказывает Марина Шалашова, заместитель руководителя группы инспекторов из Арзамаса, которая проверяла, как проходил экзамен в здании гимназии N 29 города Саранска. - Он сообщил нам, что во время ЕГЭ инспекторов в аудитории не пустят. Нам предложили проводить инспекцию... из коридора. Почему? По словам министра, присутствие в аудиториях инспекторов может привести к излишней нервозности выпускников и сказаться на результатах экзамена.

Когда инспектора прибыли "к местам назначения", там категорически отказались впускать их в аудитории. Лишь звонки из Москвы прорвали блокаду. Что же они увидели, к примеру, в гимназии N 29 города Саранска?

"Выпускники, - свидетельствуют инспектора, - пользовались шпаргалками, раздавались звонки мобильных телефонов. Наблюдались частые выходы школьников в туалеты и медпункт. Учащаяся (имя) из школы N 25 приняла сообщение по сотовому телефону во время экзамена, на замечания не реагировала".

А в средней школе N 37 города Саранска изумленные инспектора из Саратовского государственного технического университета наблюдали и вовсе фантастическую картину:

"Сотрудники милиции, - говорится в отчете, - постоянно перемещались по аудитории и раздавали вспомогательные материалы (вплоть до готовых решений). Попытки изъять шпаргалки вызывали откровенную грубость. Во всех аудиториях экзаменующиеся бесконтрольно использовали справочные материалы. Средства мобильной связи были практически у всех экзаменующихся. Ученики разговаривали по телефону и были доставлены к руководителю по проведению экзамена. Он тем не менее разрешил им продолжить экзамен, обвинив инспекторов, что те нервируют учащихся".

По инструкции проведения ЕГЭ, учителя профильных предметов не могут быть организаторами экзамена. Когда пишутся работы по естественным дисциплинам, в аудиториях должны присутствовать только учителя-гуманитарии. Однако "при распределении организаторов, - говорится в отчете, - среди дежурных в аудитории оказался учитель физики".

После окончания экзаменов министерство образования Мордовии вынуждено было выдать инспекторам подлинный перечень людей, которые должны были проводить экзамен в школе N 37 города Саранска. В списках не значились ни учитель математики, ни учитель физики, "выловленные" инспекторами.

Чем же закончилась эта история? Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказалась аннулировать результаты экзамена по математике тем выпускникам, которые пользовались на ЕГЭ в Мордовии шпаргалками и сотовой связью. Так стоит ли удивляться, что эта республика в списке российских регионов значится среди лидеров, имея самые высокие баллы по ЕГЭ.

Итак, центр делает вид, что ничего не видит, а в некоторых регионах складывается свой "фирменный" стиль приема госэкзамена. А ведь ученики, которым в Мордовии активно помогали взрослые, смогут предъявить свой сертификат в любую приемную комиссию престижного вуза страны. Вот почему приемные комиссии МГУ и других солидных вузов не доверяют сертификатам ЕГЭ, выданным в некоторых регионах-"чемпионах". Они той же "пробы", что и иные золотые медали.

И последнее. Скандал в Мордовии - это повод для серьезного разговора. Вместе с тем отметим, что в ряде других регионов, в частности в якутских городах Ленск и Алдан, в Новгороде инспектора Центра тестирования нарушений в проведении ЕГЭ не выявили.

Итоги ЕГЭ-2004 комментирует заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Татьяна Бархатова:

- По математике получили "двойки" около 19 процентов выпускников. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос примерно на 5 процентов.

По обществознанию выпускники получили более 20 процентов пятерок, что втрое превышает показатели предыдущего года. Немного улучшились оценки по русскому языку, зато по литературе количество двоечников по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 7 процентов. Число пятерок по химии увеличилось по сравнению с прошлым годом почти на 5 процентов.