Новости

30.06.2004 04:10
Рубрика: Экономика

Федеральный минимум

Судьбу минимального размера оплаты труда придется решать регионам
Текст: Евгений Гонтмахер (научный руководитель центра социальных исследований и инноваций)

Скажу сразу: не люблю я этот МРОТ, то бишь минимальный размер оплаты труда. Во-первых, он очень маленький. Помните, совсем недавно МРОТ составлял 78 рублей 49 копеек в месяц? Сейчас, конечно, больше - 600 рублей. Но нормальному вменяемому человеку ясно, что прожить на эти деньги нельзя. Во-вторых, слишком много шума всегда вокруг этого МРОТа.
Периодически то депутаты, то профсоюзы начинают требовать скорейшего его повышения до прожиточного минимума. А это, между прочим, означает рост в 4 раза.

И, конечно, на это никогда не находилось денег.

Но, видимо, у минфина терпение лопнуло и, чтобы прекратить дальнейшие дискуссии, во внесенном в Думу многостраничном пакете предложений по разграничению полномочий между центром и регионами наряду с монетизацией льгот предлагается вообще отменить общероссийский минимальный размер оплаты труда. Первое чтение намечено на 2 июля. Как говорится, "нет МРОТа - нет проблемы". Хотя практически во всех экономически развитых странах МРОТ существует как общенациональная гарантия. Это позволяет сбалансировать интересы работника и работодателя. Однако нам, как известно, нравится быть самобытными и оригинальными.

И логика здесь такова. Сегодня МРОТ устанавливается федеральным законом, поэтому при повышении минималки, в соответствии с недавно принятым законодательством, регионы вправе потребовать у центра субвенции на полную реализацию этого решения. А денег, как можно легко догадаться, минфин на это выделять не хочет. Хотя в последние годы российское законодательство изменилось таким образом, что с размером МРОТ напрямую уже не связана никакая другая бюджетная выплата. Это, кстати, и позволило всего за пару лет увеличить МРОТ практически в 8 раз. Единственная зацепка, но весьма "капиталоемкая" - заработная плата многострадальных бюджетников. Ведь ставка первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по их оплате не должна быть ниже МРОТ. Кроме того, все остальные ставки ЕТС жестко кратны первому разряду - повышается он, автоматически увеличиваются все

18 разрядов. А это уже приличные дополнительные бюджетные расходы. Поэтому если правительство примет решение уравнять минимальную оплату труда с прожиточным минимумом, то это обойдется консолидированному бюджету в сотни миллиардов рублей. Именно поэтому индексация зарплаты бюджетников была столь скупа: последний раз ее повысили всего на 30 процентов (с 1 октября 2003 года). В результате мы до сих пор имеем недостойную оплату труда учителей, врачей, работников культуры.

Разрубить этот поистине "гордиев узел" с увязкой зарплаты бюджетников и МРОТ давно пора. И это можно сделать несколькими способами. Пока предлагается не самый удачный. Вместе с несомненно правильным решением о сохранении обязательного характера ЕТС только для федеральных бюджетников предлагается, как я уже сказал, ликвидировать само понятие федерального МРОТ. Если это действительно станет законом, то регионы уже не смогут требовать субвенций для повышения зарплаты своим бюджетникам. И как они будут выкручиваться?

В последние годы изменения в налоговой системе привели к тому, что сейчас чуть ли не 60 процентов доходов концентрируется в федеральном бюджете. Хотя федеративное устройство России и обширность местных обязательств (прежде всего социальных) определяет эту долю не более чем в 40 процентов. Несмотря на четкое разграничение полномочий (законодательство о котором вступает в действие с 1 января 2005 года, а в части местного самоуправления - с 1 января 2006 года) сохраняется старое соотношение - 60:40. Не вижу ничего страшного в том, что регионы будут запрашивать субвенции на обеспечение МРОТ. Ведь с ликвидацией ЕТС как федеральной нормы эти субвенции могут быть только очень небольшими, поскольку размеры ставок и разрядов оплаты труда бюджетников с 1 января 2005 года станут исключительным полномочием субъектов Федерации.

Есть и второе - намного более существенное - обстоятельство, которое требует сохранить за МРОТ статус федеральной гарантии. Это требование президента добиться к 2008 году снижения в два раза числа россиян, живущих ниже черты прожиточного минимума. Среди этой группы населения примерно половина - это как раз семьи бюджетников. К сожалению, это очень распространенный тип российской бедной семьи: муж и жена - учителя (врачи и т.п.) с одним-двумя несовершеннолетними детьми. Причина - крайне низкая зарплата - почти все нынешние ставки ЕТС меньше прожиточного минимума трудоспособного человека. Даже с учетом самых разных доплат и надбавок почти половина бюджетников получают зарплату ниже "черты бедности". И поставленную президентом задачу нельзя решить без повышения МРОТ до прожиточного минимума на всей территории России. Для этого минималка должна остаться федеральной гарантией. Без этого, как показывают расчеты, 20-процентная индексация оплаты труда, которую минфин предлагает ввести с 1 января 2005 года, ничего не даст даже федеральным бюджетникам.

Для того чтобы к 1 января 2008 года полностью вывести бюджетников из зоны бедности, необходимо довести МРОТ до 3900 рублей в месяц, то есть увеличить в 6,5 раза. И это вполне посильная задача. В условиях, когда регионы будут сами устанавливать ставки и разряды оплаты труда бюджетников, нижнее ограничение в размере 3900 рублей не такое уж и большое. В некоторых, наиболее благополучных субъектах Федерации эта цифра сейчас фактически достигнута. Обязательства федерального бюджета могут возникнуть только в отношении самых бедных территорий и только в сумме, недостающей для обеспечения МРОТ учителям, врачам, работникам культуры. Речь идет максимум о нескольких десятках миллиардов рублей в год, включаемых в суммы федеральных субвенций регионам.

Кстати, после доведения МРОТ до прожиточного минимума можно продолжать его индексировать, ориентируясь только на рост инфляции, что еще больше снизит расходы бюджета. В ближайшие годы, как ожидается, начнется и структурная реформа бюджетной сферы, включающая в себя и расширение хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. Многие из них станут организациями, в том числе автономными некоммерческими. Если все случится, как задумывается, то тогда проблемы позорно низкой зарплаты бюджетников не будет вообще. И поддержка МРОТ в регионах будет просто не нужна.

Вся эта история говорит о банальной, но постоянно забываемой вещи: в социальной сфере каждый шаг необходимо оценивать не только с позиции экономии бюджетных расходов (что, конечно, актуально), но и с точки зрения стратегических целей развития России. Я уже не говорю о том, что в статье 37 Конституции Российской Федерации имеется абсолютно однозначная запись: "Каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда". Обратите внимание: федеральным, а не региональным законом или местным постановлением. Так что можно с уверенностью прогнозировать, что в случае отмены МРОТ как федеральной гарантии Конституционный суд РФ все вернет на прежнее место. Куда смотрели правительственные юристы, или опять возобладала "революционная целесообразность"?

Экономика Работа Зарплата Власть Позиция Евгений Гонтмахер комментирует