30.06.2004 03:10
    Рубрика:

    Судьба МРОТ под вопросом

    Судьбу минимального размера оплаты труда придется решать регионам

    Скажу сразу: не люблю я этот МРОТ, то бишь минимальный размер оплаты труда. Во-первых, он очень маленький. Помните, совсем недавно МРОТ составлял 78 рублей 49 копеек в месяц? Сейчас, конечно, больше - 600 рублей. Но нормальному вменяемому человеку ясно, что прожить на эти деньги нельзя. Во-вторых, слишком много шума всегда вокруг этого МРОТа.
    Периодически то депутаты, то профсоюзы начинают требовать скорейшего его повышения до прожиточного минимума. А это, между прочим, означает рост в 4 раза.

    И, конечно, на это никогда не находилось денег.

    Но, видимо, у минфина терпение лопнуло и, чтобы прекратить дальнейшие дискуссии, во внесенном в Думу многостраничном пакете предложений по разграничению полномочий между центром и регионами наряду с монетизацией льгот предлагается вообще отменить общероссийский минимальный размер оплаты труда. Первое чтение намечено на 2 июля. Как говорится, "нет МРОТа - нет проблемы". Хотя практически во всех экономически развитых странах МРОТ существует как общенациональная гарантия. Это позволяет сбалансировать интересы работника и работодателя. Однако нам, как известно, нравится быть самобытными и оригинальными.

    И логика здесь такова. Сегодня МРОТ устанавливается федеральным законом, поэтому при повышении минималки, в соответствии с недавно принятым законодательством, регионы вправе потребовать у центра субвенции на полную реализацию этого решения. А денег, как можно легко догадаться, минфин на это выделять не хочет. Хотя в последние годы российское законодательство изменилось таким образом, что с размером МРОТ напрямую уже не связана никакая другая бюджетная выплата. Это, кстати, и позволило всего за пару лет увеличить МРОТ практически в 8 раз. Единственная зацепка, но весьма "капиталоемкая" - заработная плата многострадальных бюджетников. Ведь ставка первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по их оплате не должна быть ниже МРОТ. Кроме того, все остальные ставки ЕТС жестко кратны первому разряду - повышается он, автоматически увеличиваются все

    18 разрядов. А это уже приличные дополнительные бюджетные расходы. Поэтому если правительство примет решение уравнять минимальную оплату труда с прожиточным минимумом, то это обойдется консолидированному бюджету в сотни миллиардов рублей. Именно поэтому индексация зарплаты бюджетников была столь скупа: последний раз ее повысили всего на 30 процентов (с 1 октября 2003 года). В результате мы до сих пор имеем недостойную оплату труда учителей, врачей, работников культуры.

    Разрубить этот поистине "гордиев узел" с увязкой зарплаты бюджетников и МРОТ давно пора. И это можно сделать несколькими способами. Пока предлагается не самый удачный. Вместе с несомненно правильным решением о сохранении обязательного характера ЕТС только для федеральных бюджетников предлагается, как я уже сказал, ликвидировать само понятие федерального МРОТ. Если это действительно станет законом, то регионы уже не смогут требовать субвенций для повышения зарплаты своим бюджетникам. И как они будут выкручиваться?

    В последние годы изменения в налоговой системе привели к тому, что сейчас чуть ли не 60 процентов доходов концентрируется в федеральном бюджете. Хотя федеративное устройство России и обширность местных обязательств (прежде всего социальных) определяет эту долю не более чем в 40 процентов. Несмотря на четкое разграничение полномочий (законодательство о котором вступает в действие с 1 января 2005 года, а в части местного самоуправления - с 1 января 2006 года) сохраняется старое соотношение - 60:40. Не вижу ничего страшного в том, что регионы будут запрашивать субвенции на обеспечение МРОТ. Ведь с ликвидацией ЕТС как федеральной нормы эти субвенции могут быть только очень небольшими, поскольку размеры ставок и разрядов оплаты труда бюджетников с 1 января 2005 года станут исключительным полномочием субъектов Федерации.

    Есть и второе - намного более существенное - обстоятельство, которое требует сохранить за МРОТ статус федеральной гарантии. Это требование президента добиться к 2008 году снижения в два раза числа россиян, живущих ниже черты прожиточного минимума. Среди этой группы населения примерно половина - это как раз семьи бюджетников. К сожалению, это очень распространенный тип российской бедной семьи: муж и жена - учителя (врачи и т.п.) с одним-двумя несовершеннолетними детьми. Причина - крайне низкая зарплата - почти все нынешние ставки ЕТС меньше прожиточного минимума трудоспособного человека. Даже с учетом самых разных доплат и надбавок почти половина бюджетников получают зарплату ниже "черты бедности". И поставленную президентом задачу нельзя решить без повышения МРОТ до прожиточного минимума на всей территории России. Для этого минималка должна остаться федеральной гарантией. Без этого, как показывают расчеты, 20-процентная индексация оплаты труда, которую минфин предлагает ввести с 1 января 2005 года, ничего не даст даже федеральным бюджетникам.

    Для того чтобы к 1 января 2008 года полностью вывести бюджетников из зоны бедности, необходимо довести МРОТ до 3900 рублей в месяц, то есть увеличить в 6,5 раза. И это вполне посильная задача. В условиях, когда регионы будут сами устанавливать ставки и разряды оплаты труда бюджетников, нижнее ограничение в размере 3900 рублей не такое уж и большое. В некоторых, наиболее благополучных субъектах Федерации эта цифра сейчас фактически достигнута. Обязательства федерального бюджета могут возникнуть только в отношении самых бедных территорий и только в сумме, недостающей для обеспечения МРОТ учителям, врачам, работникам культуры. Речь идет максимум о нескольких десятках миллиардов рублей в год, включаемых в суммы федеральных субвенций регионам.

    Кстати, после доведения МРОТ до прожиточного минимума можно продолжать его индексировать, ориентируясь только на рост инфляции, что еще больше снизит расходы бюджета. В ближайшие годы, как ожидается, начнется и структурная реформа бюджетной сферы, включающая в себя и расширение хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. Многие из них станут организациями, в том числе автономными некоммерческими. Если все случится, как задумывается, то тогда проблемы позорно низкой зарплаты бюджетников не будет вообще. И поддержка МРОТ в регионах будет просто не нужна.

    Вся эта история говорит о банальной, но постоянно забываемой вещи: в социальной сфере каждый шаг необходимо оценивать не только с позиции экономии бюджетных расходов (что, конечно, актуально), но и с точки зрения стратегических целей развития России. Я уже не говорю о том, что в статье 37 Конституции Российской Федерации имеется абсолютно однозначная запись: "Каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда". Обратите внимание: федеральным, а не региональным законом или местным постановлением. Так что можно с уверенностью прогнозировать, что в случае отмены МРОТ как федеральной гарантии Конституционный суд РФ все вернет на прежнее место. Куда смотрели правительственные юристы, или опять возобладала "революционная целесообразность"?