Все они свидетельствуют уже не о случайно вскрытых нарывах, а, как сказали бы медики, о серьезной операции по удалению метастаз. В ходе практически каждого такого расследования выявляются как нечистые на руку дельцы, присосавшиеся к власти, так и чиновники, намертво к ним прилипшие.
Чаще всего в этих делах значится хищение бюджетных, то есть государственных средств. По-видимому они просто плохо лежат. В прежние времена с заводов выносили какие-то отдельные детали, в крайнем случае – могли вывезти целую машину дефицита. И тогда для превращения краденого в живые деньги приходилось еще немало покрутиться. Теперь же сразу путем различных махинаций воруют из государственного кармана многие миллионы рублей. И, как правило, по очень простым и давно отработанным схемам.
Дело о 150 миллионах
В прошлом году государство выделило на подготовку к зиме в Ульяновской области 150 миллионов рублей. Почти четыре из них достались Николаевскому району. Вскоре все эти деньги перекочевали по фиктивным договорам на счета некой фирмы. Это дело, расследованное прокуратурой, уже в суде. Заместителю главы администрации района за должностной подлог и хищение грозит до 10 лет лишения свободы.
Но бюджетные деньги привлекли не только николаевских столоначальников. На днях дела по аналогичным обвинениям возбуждены против чиновников Вешкаймского и Цильнинского районов. Их расследованием занимается отдел облпрокуратуры по особо важным делам.
Дела эти и вправду особой важности. Когда ульяновцы мерзли в своих квартирах и не могли помыться без горячей воды, когда бюджетных средств не хватало даже на самое необходимое, «крапивное семя», как называл чиновников Николай Гоголь, тащила миллионы из госкармана.
Правда, в Вешкайме и Цильне, говорят в прокуратуре, это делалось несколько умней, чем в Николаевке: договоры подряда заключались с лицензированными организациями, а уже те находили фирмы-исполнители, как правило, различные ООО, отвечающие по миллионным обязательствам всего лишь своим основным тысячным капиталом.
Но в этих районах кое-что даже делалось. Только вот, как утверждает прокуратура, цифры стоимости работ были очень даже завышены в сравнении с фактом. То есть главы администраций районов запрашивали у губернатора на подготовку к зиме по максимуму: миллионов по шесть, обладминистрация снизила до уровня своих возможностей, выделив Вешкайме 4920, а Цильне 4800 тысяч рублей.
– Но если считать по утвержденным нормативам Госстроя, – говорит старший помощник прокурора Василий Зима, – то получается, что расходы были завышены на 1750 тысяч рублей в Вешкайме и на 1520 тысяч рублей в Цильне. Этих денег хватило бы еще на два небольших района.
– А мы и не знаем никаких нормативов, – отвечали следователям руководители фирм. – Нам глава района сказал выполнить работы на такую сумму, вот мы и выполнили.
Судьбу привычного в таких случаях «отката» следствию вряд ли удастся выяснить. Но вина, по мнению работников прокуратуры, может быть возложена на глав районов, а это, если суд согласится с обвинением, грозит им лишением свободы на срок до 5 лет плюс штраф до миллиона рублей. Зима не исключает, что подобные схемы использовались и в других, не проверенных прокуратурой районах.
Почти политическое дело
Воруют на родине Ленина не только у государства. Покушаются и на частную собственность, которая ныне более священна. Уголовное дело по статье о злоупотреблении служебными полномочиями возбуждено против руководства Облпотребсоюза. Его обвиняют в финансовых махинациях, отчуждении имущества и денежных средств в пользу несуществующих московских фирм, а попросту – в обкрадывании своих пайщиков. По словам Василия Зимы, сумма украденного может достичь 4 миллионов рублей.
В ходе финансовой проверки Облпотребсоюза выяснилось, что эта организация, в которую вложили свои деньги 90 тысяч пайщиков, заключила ряд очень сомнительных договоров с иногородними структурами. К примеру, некой московской фирме были заказаны услуги по охране одного из ульяновских предприятий ОПС на миллион рублей. Оказалось, что этой фирмы и в природе-то никогда не было. Как, впрочем, и двух других первопрестольных фирм, которые по договорам займа получили в ульяновском ОПС всего-то по полтора миллиона рублей. Причем не через банк, а наличными. Поэтому у следователей, ведущих это дело, возникает вполне резонное предположение, что никто и никуда не возил эти миллионы, а все они осели здесь же.
Впрочем, следственным органам еще предстоит доказывать каждый факт. Тем более что Константин Инешин, который стал председателем правления Облпотребсоюза в 2002 году, при губернаторе Шаманове, является еще и депутатом законодательного собрания области. Инешин утверждает, что о возбуждении уголовного дела он узнал из газет, а сам он ни о каких хищениях ничего не знает. Следователи к нему не обращались и ничего ему не сообщали: «Я уверен, что наша команда делала все по закону, – отметил депутат. – Кто-то сознательно искажает факты. Есть определенные силы, которым надо показать дестабилизацию, – это им выгодно перед выборами. Наша организация очень сильная, она явно кому-то мешает. Ведь 90 тысяч селян-пайщиков – это еще и избиратели. Мощная политическая сила».