- Принципиальных подходов к определению места России в МРТ, - так начал разговор президент группы компаний "Прогресстех", доктор технических наук профессор Владимир Кульчицкий, - только два: что мы можем продавать сегодня и что в будущем станет источником стоимости. Первый дает однозначный ответ - сырье. Однако в перспективе это тупиковое направление. Что же касается источников стоимости, то в XX веке ими были сами товары, а ныне ими становятся знания, интеллектуальный потенциал.
В Индии, например, успешно функционируют центры по разработке программного обеспечения, ежегодно получающие за свой труд примерно 15-20 миллиардов долларов. Наша же сила - в научном и проектном потенциале. В России уже есть такие компании, которые за счет высокого интеллекта стали предлагать миру новые технологии: они пишут востребованные на рынке коды повышенной сложности.
И это далеко не все: существует еще один сектор разделения труда. Речь идет о создании конструкторской документации, разработке пакетов самых современных инженерных проектов и решений. И здесь Россия имеет неоспоримое преимущество перед рядом других государств за счет колоссальных традиций, которые берут свое начало еще со времен строительства железных дорог в XIX веке и связаны с фамилиями инженеров Журавского и Тимошенко, стоявших у истоков создания прочного фундамента инженерного образования. В настоящее время наши ведущие вузы - МГТУ им. Баумана, МФТИ и МАИ - продолжают держать высокую марку: готовят специалистов мирового класса. Именно они в эпоху глобализации реально помогут сделать отечественную экономику конкурентоспособной.
Шаг в этом направлении - создание в России системы инженерных сервисов, которые бы занимались серьезными исследованиями, конструированием и развитием IT-технологий. Один только пример: жесткая конкуренция заставила даже такой авиастроительный гигант, как "Боинг", размещать разработку конструкторской документации и свои производства в других странах. Ибо ему необходимо за три года (а не за 8 лет, как было с "Боингом-777") создать новый суперсовременный и более дешевый, чем его аналоги, самолет. Иначе конкуренты обгонят...
Поэтому-то и понадобились этой компании относительно дешевые квалифицированные специалисты в других странах, в том числе и в России. Понадобились для выполнения объемной задачи в сжатые сроки. Отсюда вывод: надо более активно развивать многопрофильные фирмы инженерных сервисных услуг. Сегодня они для Запада будут разрабатывать конструкторскую документацию для самолетов, завтра - на новые модели автомобилей, послезавтра станут работать на отечественную промышленность.
Покупка российскими авиакомпаниями самолетов западного производства - объективный и неизбежный процесс из-за ужесточения требований по шумам. И этот процесс надо переводить в цивилизованное русло - покупать самолеты в обмен на размещение заказов на производство отдельных узлов и деталей этих самолетов, на разработку конструкторской документации.
К словам Владимира Кульчицкого следует добавить: руководство "Прогресстеха" с самого начала поставило задачу интегрировать НПО в международную систему, стало искать пути сотрудничества с иностранными авиапредприятиями. И нашло компанию "Боинг". За 10 лет работы с ней наши специалисты предложили оригинальные технические решения и математические модели, получившие в США высокую оценку. Выполнили большое число проектов, научно-исследовательских и инжиниринговых работ: от аэродромной сертификации опоры "Боинга-777" до открытия кроссполярных маршрутов; от изучения влияния параметров ровности искусственных покрытий аэродромов на ресурс шасси до проектирования узлов и деталей практически всего семейства этих самолетов.
Сегодня специалисты "Прогресстеха" участвуют в разработке самолета XXI века - "Боинга 7е7", в совершенстве освоили новейшие технологии проектирования, а компания получила лицензию департамента коммерции, индустрии и безопасности США на право работы с композитными материалами. Всего не перечислишь...
Выгода же от такого сотрудничества очевидна. "Прогресстех" получил солидную прибыль. Дополнительно привлек к работе свыше 300 инженеров. Плюс учеба и стажировка в Америке. И еще. У компании появились и другие крупные заказчики, которые вовремя оценили качество ее деятельности.
На мой вопрос о месте инженерных сервисов в МРТ Владимир Антонович ответил: "Они, используя в полной мере свой интеллектуальный и научный потенциал, помогут не только занять достойную нишу в нем, но и будут способствовать удвоению ВВП. Появятся новые рабочие места и возможности по аккумулированию специалистов из СНГ для России и во имя России. Причем на законных основаниях, а не подпольно, как это практикуется рядом фирм сегодня. А в итоге из-за неуплаты ими налогов мимо бюджета уплывают огромные суммы. Поэтому выгоднее трудиться по-"белому", чем хитрить с "черным" налом. Деньги надо зарабатывать только легальным путем.
Интеграция России в МРТ позволит решить еще одну болезненную проблему - интеллектуальную миграцию. По оценкам экспертов, ежегодные прямые потери от "утечки мозгов" обходятся нам не менее чем в 3 миллиарда долларов, а суммарные (с учетом упущенной выгоды) - в 50-60. Если же человек будет заниматься своим делом на родине и получать достойную зарплату, то он никуда не уедет. Да и инженерные сервисные компании никуда из страны не денутся, а со временем станут работать на родное Отечество. Поэтому нам надо как можно быстрее занять свою нишу на этом рынке. В таком случае у нас не будет боязни соскользнуть с нефтегазовой иглы. А к чему приводит обрушение цен на "черное" золото, известно - к дефолту и экономическому кризису с вытекающими отсюда последствиями. Нефть и газ когда-то закончатся, а мозги, интеллект и навыки останутся.
Доктор Т. Кэрмен однажды сказал: "Ученый изучает то, что существует, а инженер создает то, чего еще никогда не было". Вот почему от реализации высоких технологий мы получим отдачу в десятки раз большую, чем от нефтяной трубы. Вот почему Россия должна стать центром, который продает мозги.
Стратегия наша должна состоять в развитии наукоемкой, интеллектуальной готовой продукции. Ибо она имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. А для этого инженерным сервисным центрам на первых порах крайне необходима моральная поддержка государства".
Преимущества налаживания кооперационных связей могут быть не только в виде осуществления совместных программ, договорного подряда по проектированию и выпуску нового продукта, но и создания за пределами страны СП с российским управлением и капиталом. Ибо, как считают специалисты компании, строительство как бизнес экономически не выгодно для России. И если инженерные сервисы необходимо развивать, то строительство надо уводить в СНГ, где переизбыток дешевой рабочей силы, где имеются толковые специалисты. Следовательно, создание там строительных СП следует форсировать.
В качестве примера можно привести российско-киргизскую компанию "Кыргыз-Прогресстех", которая в 2002-2003 годах успешно справилась с сооружением перрона в международном аэропорту "Манас", оборудованием мест для стоянок самолетов на российской и американской авиабазах. Однако такие примеры, к сожалению, единичны, но развивать это направление жизненно необходимо.
В настоящее время "Прогресстех" развивает различные направления деятельности в инженерно-технической области: строительство аэродромов, конструирование самолетов... По мнению руководства компании, Россия может занять достойное место в системе МРТ, только если в полной мере реализует свой высокий интеллектуальный потенциал, инженерный опыт. Альтернативы этому пока нет.