Напомним, что 23 июля 2002 года после тщательного изучения всех фактов следователь ГВП Артур Егиев вынес постановление о прекращении уголовного дела: военные правоохранители фактически признали, что наказывать за катастрофу "Курска" некого. Это решение в части, касающейся организации спасательной операции, не устроило адвоката Бориса Кузнецова. Заручившись поддержкой полусотни родственников погибших моряков, он организовал собственное расследование и третий месяц пытается убедить различные судебные инстанции в двух фактах: некоторые члены экипажа АПЛ оставались живы после взрыва не менее двух суток; спасательные работы в Баренцевом море начались не через 8 часов после затопления субмарины, как это утверждает флотское начальство, а значительно позже.
В конце апреля жалобу Кузнецова отклонил Московский гарнизонный военный суд. Адвокат не присутствовал при оглашении вердикта, но обжаловал его в Московском окружном военном суде. Вчера кассация Кузнецова была отклонена повторно.
Представитель Главной военной прокуратуры Игорь Шаболтанов в судах обеих инстанций предоставил данные двухсот экспертиз, проведенных на "Курске" (две из них - ту, что установила время смерти моряков в 9-м отсеке подлодки, и акустическую экспертизу по фактам звуков SOS - как раз оспаривает адвокат). Прокурору удалось убедить судей в невозможности спасти моряков. В частности, уже после подъема лодки в 9-м отсеке были обнаружены неиспользованные продукты питания, вода и гидрокостюмы, позволяющие несколько часов оставаться живыми при температуре ноль градусов. После возникновения пожара в лодке почти не оставалось кислорода для дыхания. Это полностью подтверждают все проведенные экспертизы.
- Мы удовлетворены судебным решением,- прокомментировал "РГ" вчерашнее решение Игорь Шаболтанов. - На мой взгляд, суд в очередной раз подтвердил тот факт, что следствие по уголовному делу АПЛ "Курск" было проведено полно, всесторонне и объективно. Никаких законных оснований для отмены принятого прокуратурой решения не имеется.
Однако окончательную точку в споре адвоката с ГВП, возможно, придется ставить Военной коллегии Верховного суда РФ, куда Кузнецов собирается обратиться с очередной кассацией - на сей раз в порядке надзора.