Предполагалось, что документ будет доработан в течение месяца, но планы правительства перечеркнула отставка кабинета Касьянова. Чтобы вернуться к столь серьезному вопросу министрам-новичкам надо было серьезно "встраиваться", поэтому и затянули. Тем же, кто перекочевал из кабинета Касьянова в кабинет Фрадкова, особой нужды входить в тему, конечно же, не было, но и все же понадобилось время для того, чтобы понять, почему развитие банковского сектора в стране отстает от общего уровня роста экономики.
Премьеру Михаилу Фрадкову, видимо, хотелось самому разобраться в сложных банковских перипетиях. Поэтому на прошлом заседании кабинета была сделана первая попытка к рассмотрению стратегии: правительство рассматривало вопросы о совершенствовании законодательства в части деятельности кредитных организаций по размещению и привлечению денежных средств. "Сегодня мы рассматриваем вопрос о кредитных организациях, а на одном из ближайших заседаний будем рассматривать в целом банковскую систему", - сказал неделю назад Фрадков, оставив в недоумении аналитиков такой постановкой вопроса при фактически произошедшем банковском кризисе.
"Эта тема острая, есть много вопросов, но мы хотели, чтобы банковская структура стала действенным инструментом развития экономики в рыночных условиях, мы хотели бы повышения эффективности банковской системы", - разъяснял тем, кто не очень понял, глава правительства. По его словам, рассмотрение именно этого вопроса "является одним из первых действий по реформе банковской системы". И тем расставил все точки над i.
Правда, наличие банковского кризиса в стране никто, кроме отдельных банкиров и аналитиков, пока признавать не хочет.
Да и в Международном валютном фонде считают, что отзыв лицензии у ряда коммерческих банков является признаком того, что это Центробанк таким образом вовсю укрепляет банковскую систему. В то же время эксперты фонда отмечают: наличие определенного напряжения среди населения и на рынке межбанковских кредитов в связи с закрытием банков, свидетельствует об отсутствии прозрачности в управлении банками и структуре их собственников. Но в целом, по мнению МВФ, проводимая ЦБ политика в области банковского надзора вполне разумна. Только пугливые вкладчики начали с большой скоростью изымать свои деньги, причем уже не только из банков, попавших в черный список, но и из вполне благополучных. Банкиры же, в состоянии не менее нервном, пытаются остановить и остудить разгорячившихся клиентов, вводя лимиты по суммам и срокам изъятия средств. Но невозможность снова подержать в руках всю сумму со счета лишь подогрела панику. Деньги начали перетекать в госбанки - вкладчики посчитали, что это надежнее. При этом общем небольшом психозе только правительство сохраняет олимпийское спокойствие.
Кабинет министров невозмутимо и рассудительно рассматривает "Стратегию развития банковского сектора", предложенную минфином и ЦБ. Цели документа - решить проблему дефицита долгосрочных кредитных ресурсов и преодолеть общую слабость отечественных финансовых рынков. Для этого минфин предлагает разработать меры по созданию в России системы кредитных бюро, а также проект федерального закона о залоге движимого имущества и создании системы бюро регистрации таких залогов. Кроме того, ведомство Кудрина включило в документ и пункт о снятии с банков несвойственных им функций, в том числе - контроль за кассовой дисциплиной клиентов. Чтобы несколько облегчить жизнь банкирам, финансисты предлагают предоставить банкам право закрытия неработающих в течение двух лет счетов. В настоящий момент такие счета могут закрываться только в судебном порядке. Кроме того, предполагается снять ряд имеющихся сейчас ограничений на развитие банковской системы, в частности, отменить сбор за открытие филиалов банка.
Правда, разработчики сохранили в документе норму о запрете на открытие иностранными банками филиалов в России. "Иностранный капитал может присутствовать в нашей банковской системе только через дочерние кредитные учреждения", - считают финансисты.
Одну из главных целей стратегии - обеспечение прозрачности банковской системы - разработчики предполагают достичь созданием системы определения деловой репутации акционеров банка и его менеджмента. "Данная система позволит получать информацию об истинных владельцах того или иного банка. При этом акционеры, доведшие банк до банкротства, могут быть подвергнуты административной ответственности. Не исключается также наложение запрета на приобретение такими акционерами крупных пакетов акций в других кредитных организациях", - уверены в ведомстве Кудрина. Правда, данный вопрос будет решать исключительно суд.
Расписана в стратегии и судьба государственных банков: контрольный пакет акций Сбербанка России планируется сохранить в руках государства. Вопрос же об изменении структуры акционеров Сбербанка может быть поставлен только после его вхождения в систему страхования вкладов на общих основаниях без исключений. Правда, предполагается, что до 1 января 2007 года для Сбербанка будут сохранены госгарантии по договорам вкладов, заключенным до вступления в силу закона о страховании вкладов. Что касается Внешторгбанка, 99,95% акций которого сейчас принадлежат государству, то в среднесрочной перспективе, судя по документу, возможна его частичная приватизация. "При этом, конечно, государство планирует сохранить в ВТБ такую долю акций, которая позволит контролировать и влиять на его политику", - отмечают финансисты.