Как сообщили астраханские антимонопольщики, 21 июня указанные компании одновременно установили одинаковые цены на бензин двух марок: за литр 80-го - 10,3 рубля, за литр 92-го - 12,4 рубля. Закон о конкуренции, говорят ФАСовцы, запрещает действовать согласованно тем компаниям, которые вместе занимают более 35 процентов рынка. А эти фирмы держат более 80 процентов продаж бензина в Астраханской области.
Напомним, что с весны в России стремительно дорожает бензин, что объясняется экспертами высокими нефтяными ценами в мире и массированным вывозом за рубеж "черного золота". Однако ФАС увидел в ситуации и другую составляющую - ценовой сговор торговцев - и инициировал первое дело далеко не в самом "галопирующем" регионе, в Ставропольском крае. Теперь под ударом оказалась Астрахань, регион, который также не замечен в лидерах ценового роста.
Однако, как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель астраханского управления ФАС Николай Маслов, "вся суть не в уровне цен. Мы не говорим о том, дорог в Астрахани бензин или дешев. Мы просто усмотрели в том, что сделали два конкурирующих субъекта рынка, согласованные действия, что противоречит законодательству".
Крайне показательна реакция во властных структурах Астраханской области. Когда корреспондент "РГ" позвонил в тамошний комитет экономики, наш собеседник сделал вид, что впервые слышит об этой ситуации, и для пущей достоверности даже поинтересовался: "Что такое этот ФАС?". Однако, как нам стало известно, еще позавчера антимонопольщики пригласили на слушания главу этого комитета. Все объясняется, может быть, тем, что астраханские власти просто опасаются афишировать свое участие в этой коллизии.
- Мы говорили с комитетом по экономике не раз, - сказал нам Николай Маслов, - и всякий раз они жаловались, что все видят, а сделать ничего не могут. Да и политика "Астраханьгазпрома", говорили они, не самостоятельна, она диктуется из Москвы, а "дочка" просто исполняет приказ. Именно поэтому мы привлекли к делу не только астраханскую "дочку", но и сам "Газпром".
В то же время в "Газпроме" корреспонденту "РГ" сообщили, что "сговора не видят".
- Надо дождаться итогов разбирательства, - сообщил нам источник в газовой компании. - Цены на нашу продукцию в регионах формируются из трех компонентов: рыночные цены в данном регионе, транспортные издержки, а также учет емкости данного рынка. Порядок, при котором компании, работающие с регионами, устанавливают дифференцированные цены по географическому признаку, принят всеми субъектами рынка, имеющими разветвленную региональную сеть.
На вопрос о перспективах дела Николай Маслов отвечает так:
- Не будучи уверены, мы бы его не начинали. Как вы помните, на Ставропольщине нашим коллегам удалось доказать сговор. Причем ситуация в Астрахани еще более понятная и прозрачная, чем там. Ведь у нас цены поднялись точно до одного уровня и точно в один день.
Несовпадение географии самых дорожающих регионов с географией антимонопольных дел заставляет задуматься, почему под огонь не попадает ни Тюменская область - лидер ценового роста, ни Москва. В конце концов, выявлять сговоры, наверное, не самоцель, хотя формально ФАС занимается этим, и только этим. Эксперты уже высказывали ту точку зрения, что в регионах, где на рынке работает несколько десятков компаний, установить факт сговора гораздо сложнее, а может, и вообще невозможно. Получается, что берут те "пласты", которые легче поднять.
С другой стороны, налицо формирование некоего алгоритма, действуя по которому, антимонопольщики, может быть, доберутся и до "сложных" регионов. В этом плане астраханское дело, хотя и не столь запутанное, как ставропольское, крайне показательно: ФАС замахнулся на великую и могучую газовую империю. Если империя "прогнется", дальше будет проще. А если нет?