Специалисты-угольщики предупреждали и о главной опасности, которая ожидает Кузбасс в результате массового затопления шахт. Первый случай произошел в городе Анжеро-Судженске в конце 90-х годов, когда территорию ликвидированной шахты "Судженской" начали заливать грунтовые воды. Пострадали в основном частные дома - погреба враз оказались залитыми водой. Позже с той же бедой столкнулись и в других городах области.
Комментарий
Владимир Овденко, заместитель председателя Кемеровского научного центра Сибирского отделения РАН:
- Если говорить честно, то это "цветочки". В полной мере последствия реструктуризации кузбасских шахт, проходившей в середине 90-х годов, могут сказаться лет через 10-15, когда грунтовые воды окончательно размоют подземные выработки. Тогда на поверхности земли появятся не только депрессионные воронки наподобие той, что образовалась в районе закрытой шахты "Пионерка", но и усилится угроза оползней. А это может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, существует реальная угроза, когда под воду могут уйти шахтерские города и поселки. В этом смысле самыми опасными местами для проживания являются Прокопьевск и Киселевск, расположенные на низменной территории. Не меньшую тревогу вызывает Анжеро-Судженск, который весь изрыт подземными выработками и где затоплены практически все угольные предприятия. Через этот город проходит железная дорога Транссиба и нет никакой гарантии, что подвижки земной поверхности ее не затронут.
Если бы в Кузбассе реструктуризация шахт проводилась по такой же схеме, как в Германии, мы бы смогли избежать печальных последствий. Когда в Германии приступают к консервации предприятий, обязательным условием закрытия является сохранение центрального ствола шахты и водоотлива. Это делается для того, чтобы контролировать уровень подземных вод и не давать им подняться выше обозначенной отметки. На шахтное же оборудование, которое остается под землей, наносится густая смазка, предохраняющая его от коррозии. Если возникает необходимость расконсервировать шахту, то откачать воду и восстановить технику не составляет труда.
Кстати, сегодня в Кузбассе уже идет разговор о том, чтобы реанимировать восемь затопленных шахт, где остались солидные запасы угля. Но даже если оттуда уберут всю воду, работать на таких шахтах станет небезопасно.