01.07.2004 05:00
    Поделиться

    В Катаре осуждены россияне

    Оглашая приговор, судья ан-Нисфа заявил, что подсудимые, сотрудники российских спецслужб, действовали по приказу российского руководства, отдавшего приказ убить Яндарбиева. Россиянам было предъявлено обвинение по девяти статьям, и прокурор требовал приговорить их к смертной казни. Вместе с ними 19 февраля был задержан первый секретарь российского посольства в Катаре Александр Фетисов. Впоследствии он, как обладающий дипломатическим иммунитетом, был отпущен и 24 марта вылетел в Москву.

    Официальные лица в российском руководстве неоднократно заявляли, что считают арест наших сограждан в Катаре незаконным и что "ни Россия, ни задержанные в Катаре российские граждане не имеют никакого отношения к покушению на Яндарбиева".

    Защиту россиян осуществляла большая группа международных юристов, куда входили представители четырех адвокатских фирм: российской "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", английской "Ашурст", американских "Вольф Блок" и "Киркпатрик и Локхарт", а также катарский адвокат.

    Накануне вчерашнего заседания суда бывший министр юстиции Катара доктор Наджиб Мухаммед ан-Нуэйми заявил, что возможны два решения суда. Наряду с вынесением смертного приговора, сказал известный катарский юрист, суд "может признать несостоятельными" меры, принятые против россиян, поскольку они применены на территории дипломатической резиденции. Если суд сочтет арест неправомерным, катарские власти должны будут передать захваченных граждан российскому послу. В любом случае, считает бывший министр, наказание по обвинению не будет исполнено, поскольку суд является политическим процессом. Осужденных может помиловать эмир.

    Также стало известно, что к аресту россиян приложили руку и американские спецслужбы. По признанию помощника заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивена Пайфера, Вашингтон оказывал Катару "техническую помощь" в аресте россиян.

    Защита уже заявила, что намерена обжаловать приговор и одновременно с этим будет добиваться передачи осужденных для отбывания наказания в Россию. В заявлении российского адвокатского бюро говорится: "Одновременно с подачей апелляционной жалобы, в интересах скорейшего возвращения подзащитных на Родину, защита намерена обратиться с ходатайством о передаче осужденных для отбывания наказания в РФ в соответствии с типовыми нормами ООН и общепринятой практикой государств". Защита исходит из того, что подзащитные испытывают дополнительные лишения при отбывании наказания в чужой социально-культурной среде, в частности "из-за затруднительности следовать православным традициям, как того требует их религия".

    Своей победой адвокаты россиян считают то, что катарский суд отверг требование государственного обвинителя о смертной казни, приговорив подсудимых к наказанию в виде лишения свободы. "Вместе с тем, защита заявляет, что органы следствия и суд сознательно пошли на грубые нарушения международного и катарского права с целью не допустить оправдания подзащитных, и поэтому защита намерена подать апелляцию. Защита также готова использовать международно-правовые средства для исправления нарушений международного права, допущенных катарским правосудием", - говорится в документе.

    Компетентно

    Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок:

    - Конечно, дыма без огня не бывает. Думаю, что у катарского суда были какие-то свидетельские показания против арестованных россиян. Но, судя по приговору, они оказались не столь весомы, чтобы приговорить наших ребят к смерти. Сказалась и активность в защите своих граждан со стороны руководства России.

    Хотя я считаю, что она была недостаточной. Вы посмотрите, как США защищает своих сограждан, даже готовы применить силу.

    Сам процесс шел с грубейшими нарушениями не только международного права, но и самих катарских законов.

    Во-первых, в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях и Законом Государства Катар N 17 от 1971 года арест и последовавшие за ним процессуальные действия должны были быть признаны незаконными и аннулированы, поскольку арест был произведен на территории дипломатической резиденции.

    Во-вторых, по тем же основаниям должны быть аннулированы результаты незаконного обыска в дипломатической резиденции.

    В-третьих, в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией против пыток и Уголовно-процессуальным кодексом Государства Катар должны быть признаны недействительными и аннулированы признательные показания, полученные под пытками.

    В-четвертых, вопреки требованиям Уголовного кодекса Государства Катар, суд отказался разобраться в обстоятельствах пыток подзащитных и привлечь к уголовной ответственности причастных к ним лиц.

    И, в-пятых, суд не дал должной оценки тому, что в материалах судебного дела нет доказательств причастности россиян к событию преступления.

    Катарская Фемида сознательно пошла на грубые нарушения международного и катарского права, чтобы не допустить оправдания россиян. Чей политический заказ она выполняла?

    Николай Ковалев, экс-директор ФСБ, председатель комитета Госдумы РФ по делам ветеранов:

    - Я совершенно не верю в виновность двух наших граждан. Если бы были неоспоримые доказательства их вины, весь мир узнал бы об этом, но проводимый за закрытыми дверями суд может допустить определенные вольности и натяжки. Хотел бы напомнить, что, как заявляла защита, признательные показания россиян были выбиты под пытками. Насколько можно судить по публикациям в СМИ, так называемые доказательства виновности подсудимых в основном базировались лишь на их признании. А это является весьма сомнительной доказательной базой. Хотел бы подчеркнуть, что я абсолютно не верю в то, что, как заявил судья, россияне выполняли приказ. Такого приказа вообще не могло быть.

    Изображение взято с сайта Вести.Ру

    Поделиться