Новости

02.07.2004 05:50
Рубрика: Экономика

С банками все в порядке

По крайней мере, такой точки зрения придерживается правительство

"Ситуация не кризисная", - убеждал глава минфина Алексей Кудрин. По его словам, действия Центрального банка в отношении Содбизнесбанка и "Кредиттраста", а также возникшие сложности у ряда кредитных организаций не приведут к кризису всей банковской системы России. Видимо, поэтому правительство уверено, что поводов для беспокойства пока нет. "Говорить, что все это как-то существенно расширится и затронет системные вещи, нет оснований. Я уверен, что этого не произойдет", - искренне заверял главный финансист. Правда, работа Центробанка дала свои плоды: за несколько последних месяцев главе ЦБ Сергею Игнатьеву удалось уменьшить доверие к небольшим банкам, к которому еще с 1998 года относились особенно трепетно.

На днях в черный список попал еще один банк - "Диалог-Оптим", - который временно прекратил прием новых депозитных вкладов от физических лиц до общей нормализации ситуации на рынке розничных услуг. Таким решением руководство банка хочет "окончательно снять временную напряженность ситуации в течение, как предполагается, ближайших полутора-двух недель". Напомним, что с 21 июня банк "в связи с необходимостью своевременного пополнения кассы наличными деньгами" ввел временные ограничения ежедневных выплат суммой в 10 тыс. рублей по вкладам, отзываемым клиентами банка по личному обращению до истечения срока депозитного договора.

Но и это, видимо, не повод для беспокойства правительства. Финансистов заботят ограниченные права вкладчиков и банкиров, но в ином разрезе. В представленной вчера на заседании правительства стратегии минфин решил предложить банкам, к примеру, новый вид вклада - безотзывный.

Очевидно, что идея такого вклада, которая витала уже слишком давно и наталкивалась на жесткое сопротивление минюста, в нынешних условиях оттока вкладов из банков очень бы пригодилась. "Если клиент решит закрыть вклад раньше срока, то в этом случае предусматривается необходимость уведомления банка о таком решении за определенный период времени, а также устанавливается сумма компенсации банку за досрочное прекращение договора", - разъясняют финансисты.

- Может возникнуть ненужный ажиотаж: ведь если человек не может взять свои деньги, он не идет читать закон, а шумит возле банка, - пытался предостеречь разработчиков депутат Павел Медведев. - Все хорошо знают, что никакого кризиса нет, но осторожность не повредит. Впрочем, почему-то никто не взял в расчет крайнюю меру осторожности, когда клиенты попросту откажутся от использования такого рода вкладов, предпочтя, как это и было все последние годы, в качестве хранения денег валюту и "матрасы".

Вообще вчера слишком часто и многие говорили об осторожности. "Даже тональность рассмотрения этого вопроса говорит о том, что мы относимся к теме реформирования банковского сектора очень осторожно, чтобы не допустить возможности кризисных ситуаций", - заметил глава правительства Михаил Фрадков.

Тональность действительно была достойной. Долгий доклад главного финансиста члены кабинета министров слушали внимательно. Правда, насколько всем были понятны предлагаемые минфином и ЦБ меры, так и осталось неясно, поскольку вопросов к докладчику ни у кого не возникло. И по традиции, установленной в последнее время, все прошло слишком гладко: правительство Фрадкова, как и пять месяцев назад кабинет Михаила Касьянова, в целом одобрило стратегию развития банковского сектора, предложив доработать ее в двухнедельный срок.

Частично поспособствовал же этому решению член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), член комиссии РСПП по административной реформе Александр Шохин, который заявил, что в стратегии "не просматриваются сюжеты административной реформы". "РСПП предлагает принципы административной реформы распространить на ЦБ как на правоустанавливающий орган для банковской системы", - сказал он, вернувшись к излюбленной теме, и отметил, что этот аспект не просматривается в стратегии развития банковского сектора. По мнению Шохина, ЦБ сталкивается с коллизией, совмещая правоустанавливающие и надзорные функции. Для устранения этой коллизии он предложил включить в состав комитета банковского надзора ЦБ представителей Федеральной службы по финансовым рынкам, банковских ассоциаций. Еще одним направлением реформирования Центробанка могло бы стать выделение из него функций, связанных с оказанием услуг, прежде всего системы расчетно-кассовых центров. "Это должны быть отдельные агентства, которые в дальнейшем могли бы выйти из состава ЦБ в результате приватизации", - сказал идеолог административной реформы.

Не остался без внимания Шохина и пункт о выходе Банка России из капитала росзагранбанков, в котором говорится, что он будет осуществляться по мере определения их реальной рыночной стоимости. "Но это может затянуться на годы", - заметил он, отметив, что можно было бы зафиксировать определенную стоимость этих банков и начать реальный процесс выхода из их капиталов. В качестве альтернативного варианта Шохин предложил передать росзагранбанки Внешторгбанку, чтобы ЦБ мог выполнить требования законодательства по выходу из капитала своих дочерних банков за рубежом.

В общем, речь Шохина о Центробанке была на удивление короткой и четкой. Именно поэтому глава ЦБ Сергей Игнатьев не мог остаться в стороне и промолчать.

- В стратегии записан пункт об уточнении порядка выхода ЦБ из капиталов коммерческих банков. У нас такой один - Сбербанк и еще росзагранбанки, - заметил он. - Хотелось бы четко понимать, о чем идет речь и что надо делать.

Но премьер заговорил уже не о стратегии: "Административная реформа должна затронуть Центральный банк". "Надо повнимательнее посмотреть и дополнить то, что упущено в контексте распространения административной реформы на Центральный банк",- продолжал Фрадков.

- Вопрос ставится правомерно. Мы над этим уже думаем, - бодро отрапортовал глава ЦБ. - Но этот вопрос не предмет стратегии.

- Я не возражаю, - мягко заметил Фрадков. - Но мне важно узнать ваше отношение к самой идее его реформирования.

- Нормальное отношение, - сказал Игнатьев.

Экономика Финансы Банки Правительство Минфин Госфонды и контрольные органы Центральный банк Банковская реформа Банковский кризис летом 2004 года
Добавьте RG.RU 
в избранные источники